Зная классы и стандарты моторных автомасел, водитель всегда будет выбирать правильную рабочую жидкость для своего автомобиля. Сегодня на автомобильном рынке фирмы предлагают огромный выбор моторных масел. Чтобы не переплачивать и не покупать бесполезные товары для вашего авто, стоит разобраться, что собой представляет классификация моторных масел и на какие категории она делится. Для каждого двигателя смазка подбирается по двум основным критериям:
Вязкость по SAE
по сертификации API (США) или ACEA (Европа) – уровень эксплуатационных характеристик.
Прочитав данный материал, вы будете знать, из чего состоит моторное масло, какие присадки добавляются в смазку и как правильно выбирать рабочую жидкость для вашего автомобиля по спецификации.
Моторное масло и присадки – определения и виды
Любое современное масло включает в себя присадки и масляную базу (основу). Масло, содержащее базу на химическом синтезе, называется синтетическим. Минеральная жидкость имеет основу из нефти. Смешивание синтетических и минеральных основ в разных пропорциях приводит к созданию их симбиоза – полусинтетической рабочей жидкости.
База изначально обладает эксплуатационными и смазочными характеристиками, но современный двигатель никогда не будет работать только на их основе. Для обеспечения нужных свойств в автомасла добавляются присадки, которые учитывают срок эксплуатации агрегата и разные режимы работы.
Присадки
Основная задача присадок заключается в изменении синтетической или минеральной основы смазки и добавлении полезных характеристик. Несколько десятков лет назад рабочие жидкости выпускались без присадок, так как двигатели того времени их не требовали. Необходимость появилась с усовершенствованием силовых установок, которые стали отличаться друг от друга и выдавать гораздо больше мощности. На создание рабочей жидкости влияли тип топлива, количество цилиндров, характеристики мощности и т.д. Ведь очевидно, что для «Жигулей» и «Порше» должны быть разные смазки. Их отличие можно заметить по стоимости и качеству.
На сегодняшний день существует огромное количество присадок, ниже приведены самые распространенные их виды:
- противокислительные
- загущающие
- противоизносные
- моющие
- антикоррозионные
- депрессорные
- диспергирующие
Это далеко не полный их список, но стандарты требуют использования данных присадок практически в любом двигателе. К примеру, при функционировании дизельного агрегата появляется большое количество углеродистых отложений, поэтому рабочая жидкость должна обладать повышенными диспергирующими и моющими свойствами. Если говорить о моторах с турбонаддувом, то его должны промывать смазки с повышенной сопротивляемостью к окислению и устойчивостью к температурам.
Перед тем как выпустить машину в продажу, каждый производитель рассчитывает и проверяет, какое масло подходит для двигателя. В автомобильном паспорте присутствует эта информация, поэтому. Также стоит ознакомиться с данными об межсервисных интервалах.
Иногда нам приходится использовать рабочие жидкости от разных фирм. Для примера можно взять экстренную ситуацию, когда подходящего масла с собой нет, а индикация сообщает, что уровень смазки упал. После смешивания мотор необходимо тщательно промыть специальным маслом, которое так и называется – промывочное. Несколько минут агрегат должен проработать на нем, чтобы удалить лишние присадки и остатки масляных основ.
Если этого не сделать, то активные вещества могут навредить работе всей силовой установке и даже вывести её из строя. Их соединение может привести к повышению вязкости, появлению отложений или к вспениванию. Все эти процессы негативно влияют на работу мотора.
API — категории, обозначения, таблицы
Классификация моторных масел по API сегодня является наиболее используемой. Названа она в честь Американского Института Нефтепродуктов (API), который разработал систему спецификации. С её помощью можно подобрать тип смазки с учетом типа мотора и его возраста. Спецификация API также известна как классификация по качеству. Такое название API получила за счет того, что современные моторы становятся более легкими, мощными и требовательными. Производители масел должны разрабатывать новые присадки.
За годы существования API классификация множество раз дополнялась из-за увеличения эксплуатационной характеристики и условий использования. Но принцип остался прежним – и сегодня рабочие жидкости делятся на две категории:
- «S» — в эту категорию (Service) входят смазки для 4-тактных бензиновых агрегатов;
- «C» — масло с таким обозначением покупают владельцы авто с дизельным агрегатом, так класс подходит для сельскохозяйственной техники.
В зависимости от эксплуатационной характеристики, создатели спецификации решили разделить категорию бензиновых моторов на девять классов, а дизельную «C» — на десять. Масла для дизельных двигателей также маркируются и цифрой, которая говорит, к какому виду дизеля относится смазка – к 4- или к 2-тактному.
Более легкое восприятие обеспечит эта таблица:
При покупке масла рекомендуется обращать внимание на самый последний класс из этой спецификации. Для легкового автомобиля подходят жидкости не ниже SN или SM класса. SM и SN указаны практических во всех книгах по эксплуатации, так как эти классы снижают расход смазки на угар и выдают повышенные характеристики мотора.
Также существуют универсальные масла, которые предназначены для заливания и в дизельные, и в бензиновые силовые установки. Эти виды получили двойную маркировку. Для примера можно взять SJ/SF, SF/CC, SG/CD и другие.
Классификация автомасел по АСЕА
Помимо американской спецификации API, существует европейская маркировка автомасел под названием АСЕА – ассоциация европейских автомобильных производителей. Эти стандарты были приняты вместо спецификации ССМС, которая использовалась на их авто до 1995 года. Требования спецификации АСЕА схожи с API. Автомобилисту полезно знать оба варианта. VW, MAN, Fiat, BMW, DAF, Rolls-Royce, Porsche, Volvo – вот некоторые компании, которые входят в объединение АСЕА.
В европейскую АСЕА входят три класса автомобильных моторных масел – А, В, Е. Для каждого класса предусмотрено несколько категорий, которые обозначаются арабскими цифрами. Следующей цифрой будет год введения данного класса в работу. Иногда производитель пишет последнее издание этих норм. Итак, классы современных моторных масел:
- А – бензиновые мотора (А1, А2, А3 и А5);
- В – дизельные агрегаты для грузовых и легковых машин малой мощности (В1, В2, В3, В4 и В5);
- Е – дизельные двигатели для автомобилей с высокой мощности (Е1, Е2, Е3, Е4, Е5 и Е7).
Как видите, классы АСЕА моторных масел содержат и цифры, которые обозначают уровень требований. Чем выше цифра, тем больше требования к смазке. Только А1 и В1 являются исключением из правила – их решили отнести к рабочим жидкостям, обладающим низким показателем вязкости.
Классификация по вязкости
Помимо спецификации API или ACEA, масла классифицируются и по вязкости – по SAE. Основным показателем любой смазки по SAE является вязкость, а также её изменение при различной температуре (нагрузка в силовой установке, показатели при холодном пуске, эксплуатация в летнее время при высокой температуре).
По вязкости SAE рабочие жидкости делятся следующим образом:
- пять летних категорий вязкости (20, 30, 40, 50 и 60);
- шесть зимних категорий (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W).
Чем больше число стоит перед буквой W, тем выше показатель вязкости у данной рабочей жидкости. Но чаще всего вы покупаете всесезонные автомасла, которые можно сразу отличить по сдвоенному номеру SAE – один показывает класс вязкости при эксплуатации в летний период при повышенной температуре, а второе обозначение гарантирует сохранение вязкости при морозах.
В зависимости от конструкции, мощности мотора, диапазоны температуры и вязкости по SAE существенно отличаются, поэтому к этому показателю нужно относиться серьезно. Обозначение SAE также узлов, которые занимаются обеспечением исправной работы силовой установки. В книжке по эксплуатации и обслуживанию вашего автомобиля указано, какие виды масел по SAE подходят для двигателя.
Подбираем смазку правильно
Мы разобрались в допусках автомобильных моторных масел, но подбор подходящей жидкости зависит и от срока эксплуатации. Это указано и в обозначениях классификаций. Ниже мы приведем основные рекомендации:
- если пробег машины еще не достиг 25% от планового ресурса (установка нового мотора), то лучшим выбором будут масла классов 10W30, 5W30;
- при пробеге 25-75% от планово ресурса рекомендуется зимой использовать смазки 5W30 или более устойчивую 10W30, летом – SAE 15W40, 10W40, идеальный всесезонный вариант – это SAE 5W40.
- если пробег больше 75%, то зимой нужно брать SAE 10W40 и SAE 5W40, летом подойдут 15W40 или 20W40, при предпочтении всесезонных смазок стоит купить SAE 5W40.
Подводим итоги
Как видите, аспектов у допусков автомобильных моторных масел очень много. Зато вы теперь понимаете, что означает маркировка моторных масел для дизельных и бензиновых силовых агрегатов. Эти знания, несомненно, пригодятся вам, ведь придя в любой автомобильный магазин, вы увидите огромное количество автомасел. Теперь вы можете понять их обозначение отличить по вязкости, допустимой температуре, пробегу и т.д.
Многие автомобилисты не хотят вникать в таблицы и определения, ведь всегда можно приехать в официальный автосервис и получить там оригинальное моторное масло. В качестве автомасел от производителя сомневаться не приходится, но далеко не все водители знают, что такие жидкости больше подходят для новых авто.