Раздаточная коробка Иж 2126-062.
Рис. 1. Раздаточная коробка: 1 – Шлиц входного вала; 2 – Сливные пробки; 3 – Передние сальники; 4 – Задний сальник; 5 – Заливная пробка; 6 – Фланец переднего карданного вала; 7 – Фланец заднего карданного вала; 8 – Сапун. |
Раздаточная коробка – механическая, одноступенчатая, с межосевым дифференциалом повышенного трения.
Раздаточная коробка жёстко соединена с коробкой передач через трубу с фланцами, внутри которой расположена резинометаллическая муфта промежуточного вала.
Для уменьшения вибрации под трубой, соединяющей КПП и РК, установлена промежуточная опора с резиновой подушкой.
Вращающий момент от коробки передач через упругую резинометаллическую муфту со шлицевым соединением передаётся на входной вал раздаточной коробки. Передаточные числа раздаточной коробки на передний и задний карданные валы – 1.
Передние сальники 3 от заднего моста автомобилей ВАЗ-2101/2121 (номер по каталогу 2101-2402052-01). Задний сальник 4 от переднего моста "Нивы" (2121-2302052).
Сверху над фланцем заднего карданного вала установлен сапун 8, через который внутренняя полость раздаточной коробки сообщается с атмосферой, чем предотвращается повышение давления внутри раздаточной коробки. Сквозное отверстие корпуса сапуна закрыто клапаном, поджатым к отверстию пружиной. Клапан с пружиной закрыты колпачком. Клапан препятствует проникновению воды и грязи в раздаточную коробку при движении или остановке автомобиля в воде.
В раздаточной коробке применён межосевой дифференциал повышенного трения типа "Квайф" (Quaife). Здесь описан принцип работы дифференциала:
Рис. 2. Дифференциал "Квайф": 1 – корпус дифференциала; 2 – сателлит левого ряда; 3 – сателлит правого ряда; 4, 5 – правая и левая полуосевые шестерни; 6, 7 – выходные валы дифференциала |
Дифференциал повышенного внутреннего трения типа «Квайф» является механизмом, распределяющим мощность двигателя между ведущими колесами. Конструктивно дифференциал состоит из корпуса, двух рядов косозубых сателлитов, находящихся в постоянном зацеплении между собой (правые с левыми) и с полуосевыми шестернями. Каждый сателлит находится в замкнутом пространстве – «кармане» корпуса дифференциала. За счет шлицевого соединения каждая полуосевая шестерня находится в постоянном зацеплении со своей полуосью ведущего колеса. Принцип действия дифференциала типа «Квайф» заключается в следующем. Когда одно из ведущих колес автомобиля начинает проскальзывать, в действие автоматически вступает дифференциал. Полуосевая шестерня этого колеса начинает вращаться относительно корпуса дифференциала, увлекая за собой, все сателлиты и вторую полуосевую шестерню. При вращении полуосевые шестерни и сателлиты своими торцами прижимаются, за счет осевых сил, к ответным торцевым поверхностям дифференциала, а за счет радиальных сил сателлиты прижимаются вершинами зубьев к боковым поверхностям «карманов» корпуса дифференциала. Осевые и радиальные силы трения, возникающие из-за косозубого зацепления сателлитов и шестерен, проворачивают корпус дифференциала вокруг оси и соответственно вращают второе ведущее колесо. Отсюда и название механизма такого типа – самоблокирующийся дифференциал равных угловых скоростей. Как мы видим, дифференциал включается автоматически, без участия водителя. "Если одно ведущее колесо забуксовало на льду, другое ведущее колесо не остановится, а будет вращаться, пусть и с меньшей скоростью, но этого достаточно, чтобы тронуться с места". Отношение моментов на отстающем и опережающем колесах определяет важную характеристику дифференциала – коэффициент блокировки. В дифференциале типа «Квайф» он зависит в большей мере от угла наклона зубьев шестерен и сателлитов. Изменяя угол (то есть, устанавливая в дифференциал, комплектно, сателлиты и шестерни с различными углами наклона зубьев), можно менять осевую силу в зацеплении, а значит создавать дифференциалы с разными коэффициентами блокировки, в зависимости от характеристик конкретной модели автомобиля. Наибольший эффект достигается, когда самоблокирующиеся дифференциалы применяются в трансмиссиях полноприводных автомобилей. На полноприводном автомобиле устанавливается 3 дифференциала: два колесных дифференциала (один в редукторе переднего моста, второй в редукторе заднего моста), действие которых описано выше, и один межосевой дифференциал. Конструкция и принцип действия межосевого дифференциала такие же, как и колесного. Он также автоматически включается в действие. Если одно колесо или оба колеса одного ведущего моста забуксовали, крутящий момент от двигателя на колеса второго ведущего моста автоматически передаст межосевой дифференциал и автомобиль продолжит движение. Даже на сплошном льду полноприводный автомобиль, оснащенный тремя самоблокирующимися дифференциалами, быстро трогается с моста и уверенно разгоняется. Применение полного привода с самоблокирующимися дифференциалами позволяет улучшить тягово-скоростные качества двигателя за счет максимального использования сил сцепления колес автомобиля с дорогой; обеспечивать высокую устойчивость и хорошую управляемость при критических условиях движения по дорогам с малым коэффициентом сцепления; значительно повышать проходимость автомобиля по бездорожью; обеспечивать буксировку прицепа на заснеженных и горных дорогах.
ИЖ 2126 4х4. «ОДА» ДЛЯ ЛЮБЫХ ДОРОГ
«ОДА» ДЛЯ ЛЮБЫХ ДОРОГ
РОССИЙСКИЙ ЛЕГКОВОЙ ПОЛНОПРИВОДНИК — НА ИСПЫТАНИЯХ В РЕДАКЦИИ
ТЕКСТ / ВАДИМ КРЮЧКОВ
ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ
Дождались! В нынешнем году Ижевский автозавод наконец-то начнет серийный выпуск полноприводников на базе «Оды». Тех самых российских 4х4, что должны занять пустующую нишу между доступными легковыми типа вазовской «классики» или той же «Оды» и вседорожником «Нива». Причем речь идет не только о проходимости, грузоподъемности, комфорте, управляемости, простоте обслуживания и прочих потребительских качествах, но и о цене машины. Конкретную цифру просили не называть — это пока коммерческая тайна. Но уверяю, цена новинки всех приятно удивит и, быть может, заставит задуматься — брать ли «Оду» 4х4 или подкопить на тольяттинскую. Все, молчу, молчу.
Сейчас ижевские полноприводники проходят сертификационный цикл. Мы рады сообщить читателям, что не отстали от жизни и начинаем свои, потребительские испытания новинки. Да, да, в редакции появился предсерийный экземпляр «Оды» 4х4. Такие или почти такие же автомобили вскоре будут продаваться в автосалонах. Тесты, пробеги, сравнения, оценки управляемости и проходимости — все это у нашего «ижачка» впереди. Сегодня давайте поговорим о его начинке. Ведь внутреннее содержание незатейливой внешне машинки весьма любопытно.
Редакция стала обладателем автомобиля в спартанской комплектации, с карбюраторным двигателем VAZ 2106 и 13-дюймовыми колесами. Зато трансмиссия — самый свежий и, похоже, окончательный вариант. Выходит, существовали и другие? Совершенно верно. Разработкой и мелкосерийным производством полноприводных «орбит» ижевцы занимаются давно (первые 4х4 появились на дорогах еще в 1995 году). Так что времени для проверки тех или иных технических решений у них было предостаточно. Тем, кому интересна история создания полноприводного Izh 2126, рекомендуем посмотреть «нашу справку». Остальным сообщим, что конструкторы опробовали разные схемы компоновки: устанавливали силовые агрегаты продольно и поперечно (!), делали заднюю подвеску независимой или оставляли штатный задний мост, использовали «нивовскую» раздаточную коробку, а потом сделали свою, оригинальную. В результате появилась несложная полноприводная трансмиссия, пригодная для массового производства.
Пройдемся вдоль нее с кормы автомобиля до его носа. Задний мост — «родной» от фургона Izh 2717 с передаточным числом главной передачи 4,22. Карданный вал связывает его с раздаточной коробкой. Последняя — собственная разработка ижевских конструкторов, причем весьма самобытная. Здесь не обойтись без сравнения с аналогичным узлом «Нивы». Так вот, в отличие от нее, в кабине «Оды» нет рычагов управления трансмиссией — понижающая передача в «раздатке» отсутствует, нет и ручного управления межосевой блокировкой. Это делается автоматически — внутри очень компактной раздаточной коробки нашлось место дифференциалу повышенного трения «Квайф», который заведует распределением крутящего момента по осям.
Еще одно отличие — отказ от «нивовской» схемы связи «раздатки» с коробкой передач и, как следствие, преодоление ее недостатков. У «Оды» обе коробки объединены. Такая конструкция обеспечивает необходимую жесткость и соосность валов. Заодно избавились от шарнира равных угловых скоростей, оставив лишь эластичную муфту и короткий промежуточный вал. Плюсы такого решения — высокая надежность, способность передавать больший крутящий момент, пониженный шум и вибрации. Кстати, передаточные числа усиленной коробки передач омского производства изменены под полноприводную модификацию «Оды»: первая, вторая, третья и пятая «короче», чем у легкового Izh 2126 (см. табл.). Это позволило разгрузить сцепление и улучшить тяговые возможности автомобиля.
От «раздатки» к передку тянется еще один карданный вал. Дальше — закрепленный на подрамнике редуктор VAZ 2121, от которого через «нивовские» же приводы с наружными шарнирами равных угловых скоростей VAZ 2108 крутящий момент передается на передние колеса. Вот, собственно, и вся трансмиссия. Остается добавить, что она хорошо адаптирована именно к «Оде». Для вживления полного привода в легковой автомобиль потребовался минимум переделок. Даже передний подрамник крепится к лонжеронам в точках монтажа штатной поперечной балки.
Как же ездит «Ода» 4х4? Очень неплохо: на асфальте — почти легковушка, на проселке — почти вседорожник. Временами ижевский полноприводник даже вызывает чувство вседозволенности. Подробно об особенностях поведения машины на дорогах с различным покрытием мы расскажем в следующих публикациях. А пока предлагаем сравнить результаты наших замеров с данными изготовителя. Как видите, с поправкой на необкатанный мотор и ходовую, автомобиль близок к заявленным характеристикам.
Полноприводные и переднеприводные автомобили на базе
4х4; двигатель — VAZ 21084, 1600 смз, расположен спереди продольно; коробка передач — АЗЛК; полузависимая задняя подвеска.
Передний привод; силовой агрегат — «Хёндэ-Бета 1,8D», расположен спереди поперечно;
4х4; двигатели — VAZ 2106, 21213, 2130, расположены спереди продольно; раздаточная коробка — VAZ 2121; задняя подвеска — мост на продольных и поперечной тягах (ЗР, 1998, № 6);
4х4; двигатели — VAZ 2106, 21213, 2130, расположены спереди продольно; раздаточная коробка — VAZ 2121; независимая задняя подвеска (ЗР, 1998, № 2).
4х4; двигатель — «Хёндэ-Бета 1,8D», расположен спереди поперечно; коробка передач — «Тойота-RAV4», независимая задняя подвеска (ЗР, 1998, № 6);
передний привод, двигатель — VAZ 21084, 1600 смз, расположен спереди поперечно;
4х4; двигатели — VAZ 2106, 21213, 2130, расположены спереди продольно; оригинальная раздаточная коробка с подключаемой межосевой блокировкой, но без понижающей передачи; задняя подвеска — мост на продольных и поперечной тягах (ЗР, 2000, № 11).
4х4; двигатели — VAZ 2106, 21213, 2130, 21214, расположены спереди продольно; оригинальная раздаточная коробка с понижающей передачей; мост — на продольных и поперечной тягах;
4х4; двигатели — VAZ 2106, 21213, 2130, 21214, расположены спереди продольно; оригинальная раздаточная коробка объединена с коробкой передач; автоматическая межосевая блокировка; дифференциал повышенного трения «Квайф»; задний мост — на продольных и поперечной тягах.
Иж-2126-060 (4×4) | |
---|---|
Общие данные | |
Производитель | ИжАвто |
Годы производства | 1995—2005 |
Сборка | Ижевск, Россия |
Класс | малый |
Иные обозначения | Иж 4х4 |
Дизайн | |
Тип кузова | 5‑дв. хетчбэк |
Компоновка | переднемоторная, полноприводная |
Колёсная формула | 4 × 4 |
Двигатель | |
ВАЗ-2106 | |
---|---|
Производитель | АвтоВАЗ |
Марка | ВАЗ-2106 |
Объём | 1569 см 3 |
Максимальная мощность | 76,4 л. с. |
Максимальный крутящий момент | 121 Н·м |
Конфигурация | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров | 4 |
Макс. скорость | 130 |
Разгон до 100 км/ч | 15 |
Расход топлива при смешанном цикле | 90 км/ч — 6,4л 120 км/ч — 9,4л городской цикл — 10,1л. |
УЗАМ-331 | |
---|---|
Производитель | УЗАМ |
Марка | УЗАМ-331 |
Объём | 1699 см 3 |
Максимальная мощность | 85,6 л. с. |
Максимальный крутящий момент | 129 Н·м |
Конфигурация | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров | 4 |
Расход топлива при смешанном цикле | 90 км/ч-7,6л 120 км/ч-10л городской цикл 11л. |
ВАЗ-2130 | |
---|---|
Производитель | АвтоВАЗ |
Марка | ВАЗ-2130 |
Объём | 1800 см 3 |
Максимальная мощность | 79 л. с. |
Максимальный крутящий момент | 127 Н·м |
Конфигурация | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров | 4 |
УЗАМ-3320 | |
---|---|
Производитель | УЗАМ |
Марка | УЗАМ-3320 |
Объём | 2000 см 3 |
Максимальная мощность | 115 л. с. |
Максимальный крутящий момент | 165 Н·м |
Конфигурация | рядный, 4-цилиндр. |
Цилиндров | 4 |
Иж-2126-060 — российский автомобиль повышенной проходимости, выпускавшийся на «ИжАвто» в период с 1995 по 2005 год. Полноприводная модификация Иж-2126.
История создания [ править | править код ]
Полноприводный Иж появился как результат тюнинга обычной «Оды». В далеком 1995 году ЗАО «Норма-Авто» производит первую версию Иж-2126—060 4х4 на основе агрегатов 213-й Нивы с независимой задней подвеской. Двигатель устанавливался на подрамник собственного производства, сваренный из труб (это вообще оригинальная конструкция Нормы, которая потом перекочевала на заводские Оды 4х4). Передние рычаги устанавливались от «Нивы» с переходной деталью под шаровую опору ВАЗ-2108. Поворотный кулак — ВАЗ-2108.
Над этой моделью происходит основная работа по изменению конструкции. Сначала передние рычаги стали делать унифицированными с заднеприводной моделью, оставив поворотные кулаки от ВАЗ-2108. Амортизаторные стойки стали изготавливать из заднеприводных путём приваривания рулевой сошки. Увеличение клиренса достигалось путём установки проставки между поворотным кулаком и стойкой. Задний мост от ВАЗ-2106, слегка доработанной конструкции — наварены проставки под пружины, амортизаторы и тягу Панара для увеличения высоты кузова. Установлена «грузовая» главная передача с отношением 4,22. Передний редуктор в сборе использован от Нивы 21213.
Затем чертежи были переданы на «ИжАвто», который выпускал эти автомобили до 2004 года. Полноприводник оснащался карбюраторным двигателем ВАЗ-21213 объёмом 1,7 литра [1] , КПП Омского завода и оригинальной раздаточной коробкой, обеспечивавшей постоянный полный привод с возможностью принудительной механической блокировки межосевого дифференциала. Автомобиль обычно оснащался аэродинамическим обвесом «Ника», благодаря ему именовался иногда «Иж Ника».