Электронное сцепление на ваз

Самой важной составляющей в любом автомобиле является
механическая коробка передач. Более частое использование такой коробки приходилось на долю городов Европы, потому постоянно проводятся работы по улучшению его работы.
Одной из лучших таких работ является разработка электронного сцепления, то есть
взаимосвязь между педалью и приводом заменили на электронное сцепление.

Разработка такого сцепления принадлежит компании
Bosch. По словам производителей, такая система механической коробки передачи
полностью переходит на автоматическую систему. В данной системе переделан
только сам привод сцепления. Такая работа намного делает проще весь процесс
работы с механической коробкой управления, при этом происходит большая
экономия топлива. Использование электронного сцепления не только упрощает работу
управления автомобилем, но и дает много возможностей по использованию коробки
передач для гибридных автомобилей.

Как и многие другие электронные системы,
электронное сцепление обладает свойством соединения входных устройств,
электронного блока и самого механизма. К выходным устройствам относят сами
педали сцепления и входные датчики. Примерами таких датчиков могут служить
датчики педали газа и коробка передач. Вообще, к выходным устройствам относится
очень много разновидностей датчиков.

Система электронного сцепления

Система такого сцепления имеет свой блок
управления, который принимает и начинает обрабатывать сигналы, поступающие из
входных устройств, он же управляет и всем механизмом. Вследствие такой работы, самостоятельный блок такого сцепления начинает взаимодействовать со всей
системой управления и работой двигателя. Механизм выполнен в виде привода,
который при поступлении команды начинает приступать к перемещению вилки самого
сцепления.

При использовании
электронного сцепления, он выполняет следующие функции:

  1. Он может производить движения в виде частых
    остановок.
  2. Он осуществляет очень плавное переключение
    передач.
  3. Движение происходит накатом.
  4. Позволяет расширить возможности использование
    коробки передач.

Из вышеперечисленных функций главной является
первая функция. Особенно это применяется в городах, так как там
постоянные пробки, и поэтому автомобиль движется на первой передаче, при этом не используя вообще педаль сцепления. Когда отпускаешь ногу с педали газа,
автоматически начинает переходить на сцепление. Если в дальнейшем затормозить,
то автомобиль не глохнет. Движение автомобиля начинается, когда убираешь ногу с
педали тормоза. Все это происходит как при автоматической коробке, только при
этом используют первую передачу.

При электронном сцеплении работа наиболее плавная,
поэтому переключение передач происходит очень легко. При этом используют
специальный датчик, который следит за переключением всех передач при движении
автомобиля. С использованием сигнала, электронное сцепление с помощью системы
управления может уменьшать или увеличивать обороты работы самого двигателя, при
этом создавая плавную работу переключения коробки передач.

Две последние функции электронного сцепления
используют для того, чтобы экономить топливную энергию. По словам
производителей, доля топлива может достигать около 10 процентов. При
использование функции наката можно будет исключить торможение автомобиля.
Такой вид функции наиболее распространен при движении под уклон. Принцип работы
здесь такой — нужно убрать ногу с педали газ, тогда выключится система
сцепления и движение автомобиля начинается по накату.

Поэтому автомобили, которые имеют электронное сцепление, могут с полной уверенностью добиться большого уменьшения использования топлива. При снятии ноги с газа на первой передаче может происходить и выключение. Полная остановка автомобиля происходит при
выключении двигателя, при этом экономится топливная энергия.

Очень удобно использовать в автомобиле
электронное сцепление, ведь он заменяет управление сцепления с помощью ноги.
Данное устройство может позволить водителю двигаться на автомобиле на небольшой скорости и при этом не использовать педали сцепления, при этом процессе двигатель
автомобиля не заглохнет.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Основные параметры и размеры.

1.1. Привод сцепления электромагнитный соответствует требованиям ГОСТ 3940-84 и технических условий 20.1602605ТУ.

1.2. Привод рассчитан для работы в цепи постоянного тока при номинальном напряжении 12В.

1.3. Привод обеспечивает повторно-кратковременный режим работы S3, продолжительностью одного цикла 20с (ПВ 15).

1.4. Масса привода – не более 8 кг .

2. КОМПЛЕКТ ПОСТАВКИ

2.1. Привод сцепления электромагнитный 20.1602605 (электромагнит в сборе, электронный блок управления, рукоятка переключения передач, жгут проводов в сборе) – 1шт.

2.2. Паспорт ПС 20.1602605 – 1 шт.

3. УСТРОЙСТВО И ПРИНЦИП РАБОТЫ

Читайте также:  Как убрать пропеллер на воротах из уголка

3.1. Привод состоит из исполнительного электромагнита, якорь которого кинематически связывают с вилкой выключения сцепления, электронного блока управления работой электромагнита, рукоятки переключения передач, жгута проводов с двумя предохранителями, тремя реле включения и управления привода, трехпозиционным выключателем режимов работы привода и контрольной лампой.

3.2. Электромагнит закрепляют в моторном отсеке, электронный блок устанавливают в салоне автомобиля под панелью приборов (в районе контроллера, под радиатором отопления салона), рукоятку переключения передач устанавливают на место штатной ручки КП. Выключатель и контрольную лампу закрепляют на панели приборов.

3.3. Включение и выбор режимов работы привода производится с помощью переключателя, имеющего три фиксированных положения:

– нормальный режим трогания;

– тяжелый режим трогания.

4. ПОРЯДОК РАБОТЫ

4.1. Включение привода производится нажатием на клавишу переключателя.

Нормальный режим трогания используется при трогании в нормальных условиях (ровная дорога с твердым покрытием). Тяжелый режим трогания включается переводом переключателя в нижнее положение и используется при трогании в условиях, отягощенных различными факторами (подъем, глубокий снег, повышенная загрузка и т.п.).

Светящаяся контрольная лампа информирует о состоянии привода сцепления:

– горит ярко – сцепление полностью выключено;

– горит тускло – сцепление в промежуточном положении;

– не горит – сцепление включено.

4.2. Выключение сцепления производится при нажатии;

– выключателя на рукоятке переключения передач:

– педали тормоза в режиме трогания автомобиля.

4.3. Включение сцепления производится при:

– нажатии на газ из режима холостого хода;

– отпускании рукоятки переключения передач в процессе переключения передач.

4.4. Сцепление остается выключенным при нажатом состоянии выключателя на рукоятке переключения передач и на оборотах холостого хода.

5. ПРИМЕР РАБОТЫ

5.1. Начало работы:

– переведите рукоятку переключения передач в нейтральное положение;

– включите привод (прогрейте двигатель и привод, дождитесь устойчивых оборотов холостого хода).

– нажмите на выключатель на рукоятке переключения передач и включите первую передачу;

– плавно надавите на газ – автомобиль тронется.

5.3. Переключение передач:

– отпуская газ, нажмите на выключатель на рукоятке переключения передач, при этом сцепление выключится;

– не прекращая нажатия на выключатель на рукоятке переключения передач, переведите ее на нужную передачу и отпустите рукоятку, по истечении 1,5 сек. сцепление плавно включится;

– при переключении на высшую передачу, рекомендуется начинать нажимать на газ не ранее, чем через полсекунды после отпускания выключателя на рукоятке переключения передач;

– при переключении на низшую передачу рекомендуется после отпускания выключателя на рукоятке переключения передач нажать на газ, чтобы по возможности уравнять скорости вращения двигателя и диска сцепления.

5.4. Конец работы:

– остановите автомобиль, переведите рукоятку переключения передач в нейтральное положение, выключите клавишу переключателя, заглушите двигатель.

Нажатие на выключатель на рукоятке переключения передач следует производить только для полного выключения сцепления при включении и переключении передач. Нажимать или удерживать рукоятку в нажатом состоянии в иных случаях не рекомендуется.

Во время длительной остановки переведите ручку переключения передач в НЕЙТРАЛЬНОЕ положение и выключите привод сцепления.

Водитель, выходя из автомобиля с работающим двигателем, переведите ручку переключения передач в НЕЙТРАЛЬНОЕ положение (требование по безопасности).

6. УКАЗАНИЯ ПО РЕГУЛИРОВКЕ И РЕМОНТУ

6.1 Отрегулировать штатный привод сцепления в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля.

6.2. Регулирование электромагнитного привода производится регулировочной гайкой на резьбовом наконечнике троса привода при необходимости добиться плавности трогания или чистоты включения передач в следующем порядке:

– установить зазор 2- 4 мм между торцом регулировочной гайки и вилкой выключения сцепления при полностью вытянутом наконечнике троса;

– в случае трогания с рывком – зазор увеличить;

– в случае затрудненного включения задней или первой передач – зазор уменьшить;

– после регулировки – регулировочную гайку законтрить;

6.3. обороты начала трогания устанавливаются (при необходимости) с помощью переменного резистора (местонахождение-отверстие в корпусе электронного блока – обозначение – О ). Для увеличения оборотов начала трогания часовой отверткой регулировочный винт переменного резистора заворачивают против часовой стрелки (и наоборот).

6.4.Время включения сцепления при переключении передач на ходу устанавливается (при необходимости) с помощью переменного резистора (местонахождение-отверстие в корпусе электронного блока – обозначение — П ). Для увеличения времени включения сцепления часовой отверткой регулировочный винт переменного резистора заворачивают против часовой стрелки (и наоборот).

Читайте также:  Долго крутит стартер при заводке приора

7. ГАРАНТИИ ИЗГОТОВИТЕЛЯ

7.1. Изготовитель гарантирует соответствие качества требованиям ГОСТ 3940-84, ГОСТ-Р и ТУ при соблюдении потребителем условий эксплуатации.

7.2. Гарантийный срок эксплуатации привода равен гарантийному сроку эксплуатации автомобиля, на котором он установлен, но не более 12 месяцев, и прекращается одновременно с прекращением гарантийных обязательств на этот автомобиль.

Гарантийный срок исчисляется со дня продажи автомобиля или со дня установки привода на ранее изготовленный автомобиль.

7.3. Гарантийная наработка привода – 20 000 км пробега автомобиля .

7.4.Предприятие – изготовитель в рамках гарантийных обязательств производит безвозмездный ремонт вышедших из строя приводов.

8. СВИДЕТЕЛЬСТВО О ПРИЕМКЕ

Соответствует требованиям ГОСТ 3940-84 и признан годным к эксплуатации.

Дата выпуска ____________________________________________________

Приемку произвел ________________________________________________

Дата реализации через торговую сеть ________________________________

Дата окончания гарантийных обязательств ___________________________

Адрес гарантийной мастерской:

Московская область, г. Серпухов, ул. Береговая, 49. Конт. тел.: 8-919 995 9160

Удивительные вещи творятся в нашем городе. Около полугода я впервые прокатился на автомобиле LADA с системой автоматического управления сцеплением. В этой машине был традиционный рычаг переключения передач, но орудовать им можно было, не выжимая сцепления. Я сел за руль, поездил немного по дворам и понял, что это нечто большее, чем кустарщина и кружок «очумелые ручки». Это, как минимум, прикольно.

Система работает чётко и без проблем. Можно тронуться интенсивно, с лёгкой пробуксовкой, можно плавно, не торопясь — смотря как нажмёшь на газ. Чтобы переключиться, достаточно сбросить газ и включить рычагом следующую передачу. Педаль сцепления в этом полуавтоматическом режиме откидывается наверх — чтобы не мешала. Но простым нажатием кнопки на передней панели можно вернуться к привычной схеме с выжимом сцепления ногой.

Люди с ограниченными возможностями. Неопытные водители. Женщины. Жители мегаполисов, часто стоящие в пробках. Да, это не полноценная коробка-автомат (скорее, переходной вариант от «механики» к «автомату»), но это могло бы стать реальным подспорьем для многих и многих автолюбителей. Это реально облегчает управление автомобилем с механической трансмиссией, потому что полностью освобождает водителя от контроля за педалью сцепления. Стоит ли игра свеч? Да, стоит. Весь комплект, составляющий систему, обходится в несколько тысяч рублей! После этой первой поезки я был впечатлён, но одна ложка дёгтя в этой истории сильно портила бочку мёда – производить такую систему в Тольятти (хотя она именно здесь и была разработана) не брался никто.

На ВАЗе идея воплощения не нашла, да и не могла найти, хотя для этого делалось всё возможное. Тем не менее, она была реализована в нескольких ходовых образцах. Над системой работали около восьми месяцев, перепробовали различные варианты (от гидравлики до электроники), но в итоге решение оказалось довольно простым. В этой конструкции полуавтоматической трансмиссии нет никаких электронных компонентов, только механика, что и делает её такой доступной. По словам разработчиков, московские фирмы выпускают электронные системы, дающие сходные потребительские свойства, но они стоят в разы дороже — и это только сам продукт, без доставки и установки.

Один из ходовых образцов находится в интенсивной эксплуатации уже около года и работает без нареканий и поломок. Установка её не требует вмешательства в конструкцию автомобиля, все его узлы и механизмы остаются серийными. Из оригинальных составляющих — только три кронштейна и один клапан. Система применима ко всем переднеприводным автомобилям ВАЗ — с карбюраторными и инжекторными моторами, а также с электронной педалью газа.

Основной рабочий элемент системы — это самый обычный вакуумный усилитель из тормозной системы, работающий от разряжения во впускном коллекторе двигателя — теперь в вашем автомобиле будет таких два. Дополнительный вакуумник закреплён на корпусе КПП на дополнительном кронштейне. Включение-выключение происходит с помощью электромагнитного клапана от автомобильного газового оборудования. А управление — посредством механического клапана, связанного через дополнительный тросик с дроссельной заслонкой. Этот клапан отвечает за правильность работы всей системы и содержит авторское know-how. В салоне автомобиля устанавливаются два микровключателя — один отвечает за контроль положения педали газа, а второй отслеживает включение передачи.

Читайте также:  Размер подкапотного пространства ваз 2110

Переключение трансмиссии из традиционного режима (когда педаль сцепления выжимается ногой водителя) в полуавтоматический (когда педаль трогать не нужно) производится с помощью кнопки на панели приборов, причем может происходить на ходу. Как я уже сказал, в работе системы прослеживается адаптивность: характер включения зависит от того, как вы нажмёте на газ. При медленном нажатии включение плавное, начинается практически при холостых, а при резком – двигатель сначала стремительно набирает обороты, и только потом произойдёт резкое включение. Система работает с учётом четырёх параметров: положение педали акселератора, положение педали тормоза, положение рычага КПП и (самое важное) режим работы двигателя, то есть обороты коленвала и нагруженность.

Важный момент для неопытного водителя — исключена вероятность ошибки при трогании, т.к. «автомат» не даст двигателю заглохнуть, причем при любых условиях нагружения: скажем, при старте в горку включение сцепления происходит при повышенных оборотах. При переключенях со второй на третью и далее сцепление включается быстро для исключения пробуксовки и износа. Можно тормозить двигателем — для этого нужно просто нажать кнопку на рычаге переключения.

Установка выполняется одним человеком занимает три часа времени и проходит без подъёмника — все работы ведутся под капотом и в салоне. Не требуется никаких дополнительных сверлений и подгонок, все элементы крепятся с использованием штатных отверстий. Уже установленная система имеет две регулировки: на тяге вакуумника для обеспечения полного выжима (устанавливается один раз) и на кронштейне троса на дросселе, задаёт момент включения сцепления (регулируется по мере износа диска сцепления, находится в легкодоступном месте). Регулировка педали сцепления остаётся стандартной. Механизм, специально спроектированный под вазовские переднеприводники, максимально унифицирован под все модели.

Итак, у системы целый ряд преимуществ, как перед традиционной «механикой», так и перед подобными полуавтоматическими системами (про разницу в ценах мы уже сказали):

  1. Нет изменений заводской конструкции авто, нет влияния на нормальную работу других узлов, сохраняется заводская гарантия. Механизм можно установить самостоятельно, нет необходимости в доработках и специнструменте.
  2. Простая и надёжная конструкция, не потребляющая дополнительной энергии, не содержащая электронной части не подключаемая к датчикам управления двигателем. Она полностью механическая, а потому подходит всем моделям, не чувствительна к техническому состоянию автомобиля и изменения настроек двигателя.
  3. Обладает возможностью быстрого перехода из полуавтоматического режима в привычный «механический» и обратно.
  4. Предотвращает перегрузки в трансмиссии, исключает удары, рывки, пробуксовки, обеспечивает полный выжим и легкое переключение передач, тем самым увеличивая ресурс узлов трансмиссии и повышая удобство управления автомобилем.
  5. Исключает ошибки в начале движения, а также нежелательную пробуксовку на 2, 3 и последующих передачах.
  6. Система адаптируется под любой стиль вождения даёт возможность трогаться плавно или резко, в зависимости от характера нажатия на педаль акселератора.
  7. При движении в городских пробках система освобождает водителя от лишних манипуляций, оставляя только педали газа и тормоза, то есть практически работает как коробка-«автомат».

Что ж, разработанная в Тольятти система заслуживает всяческого внимания, однако тогда, несколько месяцев назад, было ясно одно – реализовать эту суперидею в виде промышленного выпуска на территории Тольятти пока никто не берётся.

Но прошло время, и ситуация изменилась – теперь в Тольятти освоено производство такой системы для всех существующих вазовских моделей, а в январе 2012 года будет налажен выпуск комплектов и для Lada Granta с 8- и с 16-клапанным двигателем. Внедрению в производство предшествовал целый цикл испытаний, который закончился с положительным результатом — система отличается надёжностью, удобством и не оказывает отрицательного влияния на безопасность движения и ресурс автомобиля.

Сейчас систему автоматического управления сцеплением уже можно приобрести. Розничная цена изделия находится на очень демократичной отметке — около 7000 рублей (без установки). Система выпускается тольяттинским предприятием ООО «Капитал +», ул Коммунальная, 33. По вопросам приобретения и установки звонить по телефонам: (8482) 999-221, 999-226, 999-221.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector