После изученной информации в сети, о том как ведет себя руль с изношенными крестовинами карданчиков рулевого вала( все стыки, ямки, гравийная дорога передаются в руль, руль ватный, на колее норовит выскочить из рук), я залез под руль и держа одной рукой карданчик "болтал" руль из стороны в сторону, обнаружил люфт. Люфт был не большой. Проверить нижний карданчик, что крепится к рулевой рейки пока не было возможности. Заказал на всякий случай 2 крестовины GMB ST 1639 цена 285 рублей штука.
Чтобы еще раз убедится в том, что дело именно в крестовинах, а не в комплексе с рулевыми тягами и наконечниками решил съездить на диагностику подвески к официалам( там есть вибростенд) и посмотреть состояние рулевых тяг и наконечников, проверить нижний карданчик, а заодно проверить как поживают остальные узлы которые отходили с момента замены 17 тыс. км, а именно шаровые CTR, сайлентблоки передних рычагов RBI, наконечники рулевые CTR, контрактная рулевая рейка, ну и раз в стоимость диагностики входил вибростенд, посмотреть как изменились графики работы амортизаторов. Диагностика показала:
1. Наконечники, тяги, шаровые в рабочем состоянии
2. Сайлентблоки RBI на поверхности появились трещинки, хорошо видно при полностью вывешенном колесе
3. Люфт выходного вала рулевой рейки, мастер подозвал меня и показал как от руки вращает из стороны в сторону за нижний карданчик выходной вал, буквально пару градусов, колеса стоят на подъемнике, и тут то я расстроился, как же так, рейку проверял при покупке, люфтов не было.
4. Втулки стабилизатора задние под замену
5. Амортизаторы в норме но у всех люфтят штоки.
В итоге: 1100р + чистая машина, карданчик нижний признали годным, ну думаю, ладно, поменяю верхний там посмотрим.
Сегодня собрался и давай разбирать:
По инструкции Инструкция
так как нижний карданчик был целым, я снял лишь верхний, в принципе ничего сложного, откручиваем 2 болта зеленый цвет, тянем или постукиваем карданчик вниз к рулевой и он сползет по шлицам вала нижнего карданчика вниз и выйдет с верхней колонки вала, отводим в сторону, чтоб не мешал верхний вал и снимаем его.
Дальше начинается самое интересное, выбить старую крестовину и запрессовать новую. Берем головку равную диаметру колпачка и вбиваем ее внутрь, противоположная сторона выбивается наружу, как только показался колпачек зажимаем его в тисах и покручивая кардан из стороны в стороны вынимаем колпачек, аналогично повторяем операцию с остальными.
С запрессовкой новой крестовины, возникли проблемы, больше не фотографировал процесс. После того, как запрессовал новую крестовину я понял что, она слишком длинная, колпачки немного торчали из посадочных мест, началась паника, решил может еще нужно поджать, может сядут, тисами уже ничего не выходило, подбивал головкой, после каждого удара вращение становилось все жестче и жестче, с горем пополам закернил все это дело. Под собственным весом, как на видео роликах в сети, карданчик не вращается, руками вращать в принципе легко, но нет той плавности, чувствуются перекатывания роликов в подшипнике, люфтов нет. Ну думаю все, деваться некуда, собираю все обратно, держу кардан, дергаю руль, п***ять, люфтит! Долго думал шарахаясь по гаражу, почему же чувствуется люфт в кардане, может шлицы уже "ушатаны", еще раз подергал, нет, именно в карданчике, еще посидев подумав, решил снять и верхний и нижний.
Как снимается нижний описывать не буду, в верхней ссылке есть. Когда снял верхний кардан, решил проверить люфт выходного вала рулевой, как показывал мастер у официалов, сколько не пытался я его повращать и прочувствовать ничего не обнаружил, вытащил нижний кардан, "крутил вертел" в руках, люфтов нет, пошел проверять в тисках, зафиксировал и давай дергать в разных положениях и да, эврика я его нашел))) причем хороший такой! С разборкой и сборкой нижнего кардана вопросов не было вообще, st1639 встает как родная и карданчик мягко переваливается под собственным весом.
Собрал все и поехал по гаражной дороге тестировать, радости и счастью не было предела, довольный как мальчишка, специально заезжал в ямки и неровности держа руль обеими напряженными руками я понимал что рулю "по барабану" на все это, он был спокоен как удав. Руль стал острее, пропала ватность, в общем даже не смотря на то, что с верхним карданом возникли проблемы и он в последствии сборки был пережат результатом я очень доволен и никакого люфта выходного вала не чувствуется.
У каждого автомобиля есть часть, которая называется промежуточным рулевым валом. Функция данной части автомобиля состоит в том, чтобы связывать между собой рулевой блок в купе с рулем и коробку передач.
На одном конце промежуточного вала рулевого управления имеется универсальный шарнир, который соединяется с рулевым блоком, а на другом находится шарнир со стороны руля. Это позволяет соединять во едино поворот руля и направление колес. В результате колеса автомобиля могут плавно и легко поворачиваться.
Основные признаки неисправности
Так как данные детали отвечают за управляемость, то очень важно следить за их неисправностью. Для того, что бы вовремя заметить неполадки мы опишем несколько основных признаков которые свидетельствуют о том, что пора проводить ремонт.
Коррозия на подшипниках. Каждый промежуточный рулевой вал имеет группу игольчатых подшипников. Смазка позволяет подшипникам иметь более длительный срок службы без необходимости их поддерживать. Но по мере того, как промежуточный рулевой вал начинает плохо работать, коррозия образуется снаружи после высыхания смазки. Некоторые автовладельцы меняют подшипники вала рулевого управления самостоятельно. О том как это сделать можно посмотреть на http://vaz.today/8-10-zamena-podshipnikov-rulevogo.
Странные звуки. Когда промежуточный рулевой вал начинает плохо работать, одним из первых признаков, которые люди обычно замечают, является появление странных звуков, которых до этого никогда прежде не было, поступающих с рулевого колеса каждый раз, когда оно поворачивается.
Сначала звуки будут еле слышны, но со временем станут громче, если проблема не будет устранена. В любом случае в какой бы части автомобиля вы не слышали бы странные звуки это повод обратиться за диагностикой.
Сложность поворота руля. Это более серьезный симптом плохого промежуточного рулевого вала. Затруднительный поворот руля очень опасен во время движения по оживленной дороге, особенно на высокой скорости. Так же это может привести к аварии при объезде припятствий или при повороте за угол дома. Если вы чувствуете, что вам приходиться прилагать больше усилий для того, что бы повернуть руль, значит пора уделить внимание рулевому валу.
Наклон рулевого колеса. Многие современные автомобили имеют функцию наклона, встроенную в рулевое колесо. Эта функция позволяет водителям регулировать угол рулевого колеса, чтобы сделать его более удобным для них. Когда регулировка наклона работает верно, она должна быть способна блокироваться после того, как вы выбрали нужный угол. Однако, если есть промежуточный рулевой вал или столбец вышли из строя, то вы не сможете заблокировать рулевое колесо под выбранным вами углом.
Руль не возвращается на середину. Когда вы поворачиваете руль в автомобиле гидроусилителем, как правило, он должен вернуться в исходное положение. Однако, если руль не возвращается в центральное положение после того как вы отпустили его, то это верный признак того что с рулевым валом что-то не в порядке, есть также вероятность неисправности самой рейки или тяг, но проверить вал стоит в комплексе с ними.
Рулевая крестовина — ключевой в управлении автомобиля, он отвечает за передачу вращения колеса на реечный узел через карданчик рулевого вала (к нему закрепляется сама крестовина). От правильного его функционирования зависит не просто удобство управления автомобилем, но безопасность и здоровье всех пассажиров. Если автомобиль эксплуатируется уже более 100 тысяч километров, ему, скорее всего, необходима починка, стоит заранее изучить вопрос, когда и как поменять крестовину на рулевом карданчике.
Как понять, что пора менять карданчик?
Признаки его неисправности заметны, но мало сказываются на качестве движения, потому многие автовладельцы игнорируют проблему до последнего, вплоть почти до потери управляемости автомобиля. Не следует игнорировать признаки неисправности, если проявилось хотя бы два сразу — нужно тотчас провести диагностику. Каковы признаки износа или поломки?
- При движении на скорости больше 80км/час рулевое колесо сопротивляется при вращении, крутить его труднее.
- Руль крутится неравномерно, дергается при вращении, что дает дополнительную нагрузку на руки.
- Руль стал менее чувствительным, а поворот колес запоздало реагирует на управление.
- Появление заметного люфта (свободный ход колес при стабильной фиксации руля).
- Вибрация карданного вала. Убедитесь, замеряя по тахометру, на одной частоте оборотов появляется эта вибрация, или на разных. О проблемах с карданом говорит только вибрация на разной частоте оборотов, если она возникает на разных скоростях, но при одной частоте, то нужно думать, не как поменять карданчик рулевой на гранте, потому что скорость оборотов кардана была в это время разной.
- Стуки и скрежеты в руле, особенно при движении по неровной дороге.
Последний признак — финальный, говорящий уже о серьезной поломке, если довести до этой стадии, придется полностью менять механизм, что обойдется порядка 7 тысяч рублей. Если поломка все же произошла, можно провести ремонт самостоятельно. Процедура довольно сложная, а учитывая важность механизма, проводить ее следует, только имея опыт в починке автомобиля.
Как поменять рулевой карданчик
- Лучше закатить автомобиль на яму (как минимум — приподнять перед авто).
- Зафиксировать руль и рулевое колесо под прямым углом. Не следует также двигать или касаться колес во время ремонта.
- Снять переднее колесо, после чего выкрутить через салон крепежный болт. В случае, если все операции проведены верно, вал должен сам сойти с рулевого колеса.
- Снять оба кожуха (сверху и снизу), удостовериться в наличии пыльника на рулевом вале. Если его нет, лучше установить после починки, стоит деталь не больше 200 рублей.
- Выкрутить болт на крестовине, тогда вал сам сойдет с рулевой рейки.
- Стянуть вниз и вытащить вал. Перед починкой лучше отмыть его от загрязнений и ржавчины, она тоже сказывается на качестве движения.
- Зафиксировать вал в тисках. Когда он зафисирован, взять головку и выбить крестовину на одну сторону, чтобы снять стаканчик подшипника. Повторить то же действие с другого конца.
- Вставить в том же порядке новую крестовину (по очереди с каждой стороны).
- Запрессовать тисками новую крестовину (не передавливать).
- Выровнять стаканчики и завальцевать молотком и зубилом.
- Установить в обратном точном порядке на автомобиль новую деталь.
Многие автовладельцы отмечают, когда ищут, где и как поменять рулевой карданчик на Тойоте, что для этой марки очень хорошо походят рулевые крестовины от ВАЗА-2015. Это значительно упрощает процесс поиска деталей и удешевляет общую стоимость ремонта.
Если речь идет о ремонте «рабочей лошадки», машины, занимающейся перевозками или грузоперевозками, производить ремонт или замену приходится чаще, чем раз на 100 тыс. км (ввиду состояния большей части дорог). Опытные мастера, дающие советы, как поменять карданчик на рулевом газели, отмечают, что лучше устанавливать сразу два пыльника, чтобы звук от мотора был тише. При этом сами пыльники также можно уплотнить кольцами из поролона, это в разы снижает скрипы и шумы в салоне автомобиля.
Сама деталь карданного вала обойдется от 650 рублей для отечественных автомобилей и выше для иномарок. Плюс — расходники в виде пыльников и гаек.
Почему может сломаться карданчик?
Самая распространенная причина — постоянная эксплуатацию автомобиля на неровных дорогах, езда по колдобинам и выбоинам. Во время такой тряски большая нагрузка приходится именно на эту подвижную деталь.
Второй причиной может быть протечка масла из-за протекающего сальника. Из-за масла задубевает уплотнительное кольцо http://podshipnik-mo.ru/koltsa-uplotnitelnyye, между сальником и штоком появляется щель. Либо же на соединении карданного вала нарушается зеркало, на штоке появляются различные шероховатости и заусенцы. В таком случае шлицы придется менять или зачищать шкуркой (но это временное средство борьбы).