Как выровнять грунтовую дорогу

Технология строительства дорог из щебня мало отличается от любого другого дорожного строительства. Практически все то же самое, но заканчивается на этапе укладки щебня, а не дорожного полотна. 7 основных этапов:

  1. Срезается бульдозером верхний плодородный слой почвы (обычно в пределах 30 см). Основание уплотняется грунтовым катком. В итоге получается место под дальнейшее строительство.
  2. Дно выкладывается геотекстилем. В дальнейшем он кладется между всеми слоями строящейся дороги.
  3. Создается песчаная подушка 20-40 см. Иногда обходятся и без нее, но она весьма полезна для улучшения дренажных свойств. Песок уплотняется катком.
  4. Выкладывается слой (10-20 см) крупного щебня (зерна 40-70 мм). Он тоже уплотняется катком. Сверху желательно проложить геотекстиль или дорожную сетку. Можно использовать вторичный материал: обломки бетона или битый кирпич.
  5. Выкладывается второй слой щебня более мелкой фракции (20-40 мм) той же толщины. Он тщательно уплотняется катком — не менее 6 раз по одному месту, при этом желательно использовать каток не менее 6 т с вибратором. Необходимо поливать дорогу после каждого прохода катка.
  6. Проводится грейдирование, то есть выравнивание поверхности в соответствии с заданными параметрами. Обычно дороги такого типа делаются двускатными, с небольшим понижением к обочинам. Вдоль дороги должны быть положены дренажные канавы.
  7. Поверх основания делается расклинцовка: кладется тонкая прослойка мелкого щебня (5-20 мм) и тоже тщательно укатывается.

Следует обратить внимание на несколько моментов. Несмотря на популярность термоскрепленного геотекстиля, рациональнее использовать иглопробивной. Он в значительно меньшей степени мешает дренажу, а прочность дороге придается все равно не геотекстилем, так что различия по механическим свойствам не имеют существенного значения. Термоскрепленный геотекстиль хорош в двух случаях: на песчаных или каменистых и т.п. почвах, где нет мелкодисперсных частиц, быстро забивающих его структуру, и для укрепления откосов путем заворачивания в него слоев почвы.

Можно при желании обойтись одним слоем щебня 20-40 мм, даже без песка. Это скажется на качестве и долговечности дороги, но если вам нужна просто времянка на один сезон, то можно обойтись и без всех перечисленных сложностей.

Промышленная технология стабилизации грунта в «народном» исполнении от участников портала.

Необустроенные подъездные пути к участку — традиционная проблема любого человека, задумавшего строительство дома. Весной или осенью, стоит растаять снегу или пройти дождю, как грунтовые дороги превращаются в полосу препятствий, по которой можно проехать только на полноприводном внедорожнике или тракторе. Кроме этого, разбитые пути часто непреодолимы для тяжелой строительной техники. В грязи вязнут миксеры с бетоном, манипуляторы, грузовики со стеновыми блоками и плитами перекрытий. В результате срываются сроки строительства, застройщик тратит нервы и деньги, и ищет способ сделать качественную и сравнительно недорогую подъездную дорогу.

В этой статье мы расскажем о малораспространённой в частном строительстве технологии стабилизации грунта при помощи извести, жидкого стекла и цемента.

  • Преимущества промышленной технологии стабилизации грунта.
  • Как произвести укрепление подъездной грунтовой дороги своими руками.

Промышленная технология стабилизации грунта

Некачественные общественные дороги и плохие подъездные пути к частным участкам — традиционная российская проблема. Обычная картинка: после окончания зимы с дорог вместе со снегом уходит асфальт, а грунтовые пути в деревнях и загородных поселениях напоминают кашу из грязи.

Чаще всего дорожники жалуются на наши суровые климатические условия, которые просто не выдерживает дорожное полотно. В сельской местности жители сетуют, что сколько не вываливай на дорогу бетонного или кирпичного боя или щебня, он всё равно весной уйдёт под землю. Каждый год ситуация повторяется снова и снова. Есть ли выход из этого положения?

За границей, в частности, в Германии и США, уже десятилетиями применяется технология стабилизации грунтов. Метод позволяет в кратчайшие сроки и при сравнительно небольших затратах, строить километры надёжных и долговечных дорог.

Такая дорога полностью готова для укладки асфальтобетона (строительство шоссе) или может эксплуатироваться, как обычная грунтовка или подъездной путь (без асфальтового покрытия), по которому могут ездить легковушки и грузовики.

Прежде, чем мы расскажем об этой методике, немного теории. Даже самый качественный асфальт, если его положить на нестабильное — просадочное основание, вскоре деформируется. В трещины попадёт вода, а песчаную «подушку» поднимет силами морозного пучения. В дальнейшем циклы заморозки и оттаивания приведут к увеличениям трещин, колейности, а также ускоренному износу (под нагрузкой от транспорта) дорожного покрытия.

Вывод: качественная дорога нуждается в надёжном основании. Это также важно и для обычной подъездной дороги в сельской местности. Поэтому хорошо подготовленное грунтовое основание (так же, как и для фундамента дома) — база всей дороги.

Читайте также:  Замена патрубка бензобака ваз 2110

Стандартная технология подготовки дорожного основания заключается в создании «подушки» из песка и щебня. Для этого снимается верхний растительный слой почвы и производится выравнивание поверхности. Затем укладывается слой песка, который утрамбовывается. На него укладывают щебень, после чего «расстилают» асфальтобетон.

Недостатки этого способа:

  • дороговизна, т.к. приходится завозить много недешевых строительных материалов и «гонять» тяжелую строительную технику;
  • большой объём земляных работ;
  • недолговечность.

Последний пункт особенно важен. С большими расходами ещё можно смириться, если гарантирован качественный результат, но зачастую вскоре «подушка» переувлажняется, покрытие приходит в негодность, и приходится снова заниматься точечным ремонтом дороги.

Технология стабилизации грунта позволяет избавиться от стандартной песчано-щебеночной «подушки», сократить количество строительной техники, провести все этапы подготовки основания фактически за один приём и при этом получить износоустойчивое, твёрдое и водонепроницаемое покрытие.

Суть технологии заключается в следующем: по дороге, подлежащей ремонту, или по новообустраиваемому пути движется специальный комбайн — машина ресайклер.

Ресайклер оснащен фрезами из твердосплавного материала, которые вращаются в барабане. Комбайн, двигаясь, измельчает старое дорожное покрытие. Главный нюанс: в барабан с фрезами подаётся специальный химический раствор — добавка, растворённая в воде — гидрофобизатор, и вяжущий компонент — цемент.

Пропорции водно-цементной смеси и её дозировка подбираются на основании состава перемалываемого грунта.

На выходе получается водонепроницаемое модифицированное прочное основание, которое после прохода грейдеров и виброкатков уплотняется. После окончательного набора прочности грунтоцемента по нему спокойно может ездить тяжелогруженый транспорт.

Экономическая целесообразность метода заключается в высокой скорости строительства. Нет необходимости завозить десятки и сотни тонн песка и щебня. Т.к. ресайклер использует «родной» грунт (после снятия плодородного слоя), который уже находится на дороге, включая суглинок, песок, щебень, остатки изношенного асфальта и т.д.

Соответственно: уменьшается цена за 1 кв. м такого покрытия, которое служит многие годы и не нуждается в ремонте или регулярном обновлении.

Укрепление подъездной грунтовой дороги своими руками

Рассмотрев хорошо себя зарекомендовавший промышленный метод, переходим к варианту его применения для «частников». Стандартная технология, по которой действуют обычные застройщики, когда хотят обустроить подъездные пути — заказ грузовиков со строительным мусором. Это могут быть отходы от сносимой многоэтажки, кирпичный или бетонный бой.

Вся эта масса сгружается кучами на «поплывшую» по весне подъездную дорогу, бой выравнивается бульдозером и утрамбовывается трактором. Затем на это основание (при наличии средств) дополнительно высыпается асфальтовая крошка или известняковый (более дешевый, чем гранитный) щебень. Результат такой деятельности — подъездной путь «работает» только один-два строительных сезона. После чего вся эта масса неравномерно «уходит» в грунт.

Грузовики за лето набивают в грунтовке глубокие колеи, которые весной снова заполняются водой, и ремонт дороги приходится повторять заново. А это — новые расходы и фактически впустую зарытые в землю деньги.

Borodak Пользователь FORUMHOUSE

У меня есть участок, и я начал строиться. Грунт на участке – глина. Как только она намокает, то становится, как пластилин. Трактор зарывается по самое брюхо. Подъездная дорога тоже проблемная. Дренажных канав по бокам нет. Грузовик с песком на грунтовке буксует и роет глубокие колеи. Пришлось его вытаскивать. По рассказам соседей, дорогу «правили» путём многократного подсыпания асфальтовой крошки, но толку от этого чуть. Хочу сделать въезд на участок, но так, чтобы не разориться на этом. Слышал про метод известкования грунта, задумался – работает ли он?

На фото ниже участок и подъездная дорога Borodak.

Ситуация, знакомая многим.

imorsh Пользователь FORUMHOUSE

Не советую в зимние месяцы заниматься обустройством дорог. У нас в ноябре несколько лет назад люди не стали ждать морозов, загнали на бездорожье трактор, который утонул в грязи. Пришлось его потом выкапывать. Лучше подождать, когда всё подсохнет, сделать водоотвод, а потом приступить к строительству грунтовки. Про использование извести для укрепления дороги слышал, но сам не делал.

Один из факторов, усложняющих строительство долговечной грунтовой дороги в посёлке — отсутствие водоотвода от полотна. В результате грунт переувлажняется, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Поэтому, в первую очередь, требуется обустроить дренажные канавы.

Так вода будет быстрее уходить, а дорога подсыхать.

Т.к. Borodak ждать не мог, у него возникла следующая идея:

  1. Нанять рабочих и прокопать вдоль дороги водоотводящие траншеи, глубиной 0.3-0.4 м.
  2. Разрыхлить грунт.
  3. Высыпать на него известь.
  4. Перемешать грунт с известью.
  5. Утрамбовать грунт.
  6. Повторить операцию, создав таким образом 2-3 слоя.

DENdi Пользователь FORUMHOUSE

Я пробовал зимой налить на землю гашеной извести — свежегашеное молочко (известь, растворённая в воде). Грунт стал заметно твёрже, но тяжелый грузовик, наверное, не проедет, думаю повторить процедуру.

Булатов Пользователь FORUMHOUSE

Я долго мучился с грунтом на участке — торф с глиной, в результате весной машины проваливались. Решил применить известкование. Развёл известь в воде в пропорции 3 кг на 10 литров. Пролил гашеной известью грунт. Подождал месяц. Результат: грунт стал крепче, и машина не провалилась.

Читайте также:  Д7 в си бемоль мажоре

Метод укрепления грунта известью основан на способности гидроксида кальция абсорбировать влагу.

Метод известкования грунта в нашей стране применялся ещё в 1926-30-х годах. Он показал хорошие результаты в дорожном строительстве при обустройстве дорог на влагонасыщенном грунте.

Недостаток способа – низкая морозоустойчивость грунта, обработанного известью.

Ещё один похожий метод – силикатирование грунта, т.е. обработка грунта жидким стеклом. Метод также был успешно опробован на опытных участках дорог в 20-х годах прошлого века в СССР. Кроме этого, во время Великой Отечественной войны бойцы наступающей Красной армии использовали методику силикатирования «разбитых» грунтовых дорог для их укрепления, чтобы по ним могла проехать военная техника.

При взаимодействии жидкого стекла с грунтом образуется постепенно твердеющий гель, который связывает частицы почвы друг с другом.

Способ также не получил широкого распространения из-за низкой морозостойкости. Переходим к рассмотрению третьего способа — цементации грунта, который в целом повторяет промышленный способ, описанный выше.

Denengine Пользователь FORUMHOUSE

Я взял за основу методику стабилизации и укрепления грунта цементом, вычитав о ней в книге, выпущенной в СССР ещё в 1941 году! Купил следующее оборудование:

  • мотоблок с фрезами для измельчения грунта на глубину 20-25 см;
  • виброплиту с бензиновым приводом весом 90 кг;
  • цемент М500 – 50 мешков по 50 кг каждый;
  • мыло хозяйственной порошковое 60 пакетов, можно использовать жидкое техническое мыло.

Denengine действовал так: брал цемент, из расчёта 5-7% от объёма перемешиваемого грунта, и равномерно рассыпал его на дороге. Затем несколько раз перепахал грунт мотоблоком для равномерного перемешивания грунтоцемента. Добавил порошковое мыло, увлажнил дорогу. Ещё 3 раза все перепахал, а затем прошелся по дороге виброплитой два раза.

В результате получилось водоустойчивое и прочное покрытие.

Даже после сильных дождей после проезда джипа на дороге не остаётся следов от шин.

Затраты на обустройство грунтовки составили 23 тыс. руб.

По словам пользователя, после начала строительства по этой дороге прошли: экскаватор, 16 грузовиков, манипулятор, под завязку нагруженный блоками ФБС и дорожными плитами. Весь транспорт спокойно проехал по дороге, не застрял и не «убил» грунтовку.

Сезон показал, что в сухом состоянии дорога напоминает укатанный асфальт. Я укрепил полотно всего на глубину около 15 см. После проезда грузовиков дорогу немного подразбило, но не критично. Летом ещё раз повторю укрепление грунта.

Подведение итогов: строительная практика показывает, что зачастую не нужно искать какие-то чудо-методы обустройства подъездных дорог. Всё уже давно придумано и является «хорошо забытым старым». Надо только следовать проверенным решениям.

А те пользователи портала, которые хотели бы узнать о «стандартных» методиках строительства грунтовок и «пирожках» дорожных покрытий на основе геотекстиля, щебня и песка, могут прочитать об этом во второй части статьи. Следите за обновлениями на портале!

В теме FORUMHOUSE обсуждается метод укрепления грунта известью, жидким стеклом и цементом. В этой статье рассказывается про юридические аспекты самостоятельного строительства подъездных дорог к участку и нюансах выбора земли под застройку.

Из чего делать дорогу

Дороги подразделяются на дороги с твердым покрытием и без оного. К первым относятся дороги из асфальта, бетона или брусчатки (булыжника), ко вторым – грунтовые дороги. Что подойдет именно вам — на 95% диктуется бюджетом.

Наиболее дорогие и наиболее долговечные – дороги из тесаного камня (булыжника). Следующим по цене идет менее прочный бетон и, наконец, асфальт. «Грунтовка» – вариант в разы более дешевый, но, разумеется, и менее долговечный.

Строительство дороги на даче

Бетон не многим дешевле, но хотя бы гораздо технологичней. Уложить вдвоем даже километр бетонной дороги за летний сезон вполне реально. Понятно, не автобан, но проезд в одну полосу сделать можно. При толщине покрытия в 7-10 см (а меньше не имеет смысла) шириной в 3 м на погонный метр уйдет около 0,25-0,3 м 3 бетона. Материал же на дорогу в сто метров (с учетом щебня, песка и минимума арматуры) обойдется в 180-250 тысяч рублей.

Асфальт требует дорожной техники, которая в дачном хозяйстве вряд ли найдётся, потому рассматривать, как сделать дорогу на даче своими руками из асфальтобетона, вряд ли есть смысл.

Дорога грунтовая со щебёночным (гравийным) покрытием представляется наиболее привлекательным вариантом с точки зрения финансовых затрат.

Грунтовая дорога с щебёночным покрытием

Как сделать дорогу своими руками

Какой бы вариант вы не выбрали, основным инструментом дорожного дела и доныне служит следующий.

Инструменты, необходимые для строительства дороги

Устройство дороги из брусчатки

Лопата, лом, кирка. Именно эти инструменты понадобятся для выравнивания земляного полотна и разработки грунта.
Для разбивки направления и высотных отметок нужны будут ровные колья (забивать их можно обухом того же топора, которым выстругивали): пара длинных – для выставления направления; десяток коротких, по полметра. Метров сто прочного шнура.

Читайте также:  Размер подкапотного пространства ваз 2110

Рулетка, желательно, тридцатиметровая.
Если предполагается выполнять бетонное покрытие, то инструменты понадобятся аналогичные тем, что использовались для выравнивания пола. Т. е. правило и полутерок для разравнивания и заглаживания. Разумеется, требования к качеству тут не такие строгие, как к полам, но чем более гладкой и ровной получится поверхность, тем дольше прослужит полотно.
Тачка (носилки) для перевозки (переноски) сыпучих материалов.
Трамбовка ручная для уплотнения грунта и подбивки брусчатки.

Разбивка и разметка

До того как начать земляные работы, необходимо выполнить разметку трассы, что при спокойном рельефе большинства дачных поселков проблем не составит. Как правило, сделать дорогу на даче своими руками можно лишь в конкретном месте, по единственно возможному направлению. Обычно там уже есть тропинка или проселок, поэтому серьезные изыскательские работы с составлением карты рельефа не нужны. Достаточно через каждые десять-пятнадцать метров забить колышки, размечающие края дороги, и по мере производства работ натягивать между ними шнур, обозначая участок работ.

Земляные работы

Глубина корыта зависит от грунта, на котором вы сооружаете свою автостраду: чем грунт слабее, тем глубже корыто. Но в любом случае, нужно снять хотя бы верхний растительный слой на глубину как минимум 10-15 см. Вынутый грунт вывозят или используют для благоустройства. Дно корыта выстилают «геотекстилем», защищая его от повреждений при выполнении последующих работ слоем мелкого щебня (отсева) или песка.

Дополнительно об устройстве корыта можно узнать в материалах об устройстве на дачах дорожек и тропинок: разница лишь в объемах работ.

Теперь давайте рассмотрим особенности устройства каждого покрытия, после того как земляные работы по устройству корыта окончены.

Покрытие из брусчатки, дорога из брусчатки

Для устройства покрытия из естественных камней вам понадобится инструмент для колки и обработки камня: небольшая кувалда, зубила, клинья. Из электроинструмента незаменима УШМ («болгарка») или мощный перфоратор с комплектом насадок по камню. Для камней искусственных, которые не нуждаются в дополнительной обработке, можно обойтись только «болгаркой», хотя, разумеется, стационарный станок для резки каменной плитки более предпочтителен.

Схема устройства дороги с покрытием из брусчатки

Камни укладывают на песчаную подушку вплотную друг к другу, подтесывая при необходимости. Осаживаются массивным резиновым или деревянным молотком (трамбовкой) до тех пор, пока усадка полностью не прекратится. Швы между камнями просыпаются цементно-песчаной смесью в пропорции 1:5.

Если слабые грунты диктуют значительную глубину корыта, до нужной отметки полотно доводится отсыпкой балласта. При этом сначала укладываются камни крупных фракций, которые затем расклиниваются более мелкими и просыпаются песком (рис. 1).

Бетонное покрытие, бетонная дорога

Теперь разберемся, как сделать дорогу для дачи своими руками из бетона.

В качестве балласта для дороги с бетонным покрытием используют щебень фракции 20-40, выравнивающий песчаный слой не устраивают. Если по дороге возможно движение большегрузных автомобилей, полотно желательно усилить вязаной сеткой с ячейкой стороной 250-300 мм из арматуры A-I диаметром 6 мм. Или сварной проволочной сеткой со стороной ячейки 150-200 мм и диаметром проволоки 3-4 мм.

Схема устройства дороги на даче с покрытием из бетона, асфальта

Для дорожного полотна не применяют инвентарные маяки из оцинкованной стали, поскольку с течением времени бетон вокруг них разрушается, а сами маяки, стираясь и ломаясь, создают опасность для колес. Бетон укладывают по маячным рейкам, которые после схватывания состава (обычно уже на следующий день или через сутки) удаляют. Оставшиеся канавки заделывают бетоном такой же марки на мелком заполнителе.

Для полотна применяют бетон марки не ниже 200 при толщине слоя не менее 100 мм.

Грунтовое полотно, грунтовая дорога своими руками

Не стоит считать, что достаточно выровнять полосу земли, и грунтовая дорога готова. Подобное конструктивное решение может привести к тому, что из сооружения, делающего передвижение удобнее, дорога после парочки осенних дождей превратится в эффективное фортификационное сооружение, и для её преодоления (причем поперек) понадобится трактор.

Сначала нужно снять растительный слой, после чего уложить геоткань. Затем полотно отсыпают суглинком, который уплотняют трамбовкой или тщательно укатывают. Завершающим этапом грунтовой дороги будет уплотнение полотна щебнем. Для этого щебень фракции 20-40 рассыпают тонким слоем и трамбовкой вбивают в грунт.

Устройство простой грунтовой дороги

Такая дорога может служить без ремонтов долгие годы даже при достаточно оживленном движении.

Осталось сказать еще о двух обязательных для дороги мероприятиях:

для всех видов дороги обязательно делаем небольшой (порядка 3%) уклон для стока воды, от средины к краям;
вдоль дороги по возможности делаем водоотводные канавы (кюветы) (рис. 2).

Заключение

Как вы убедились, дорожное строительство далеко не столь простое дело, как может показаться на первый взгляд. Впрочем, теперь вы вооружены теорией и, разумеется, справитесь.

Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на новостную рассылку. Успехов вам, и добра вашей семье!

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector