Какая спираль на ближний свет

Содержание
  1. Чем отличаются друг от друга лампы с разной маркировкой
  2. Лучшие лампы в цоколе H4
  3. Лучшие лампы в цоколе H7
  4. Лучшие производители и модели галогеновых ламп H4 и H7
  5. Несколько слов о ксеноне
  6. В заключении
  7. Все, что вы хотите знать о Форд Фьюжн, но не знали где спросить
  8. Устройство и технические характеристики биксеноновых источников света.
  9. 1. Область применения.
  10. 2. Устройство блок- фары с лампой Н4.
  11. 3. Анализ возможных реализаций биксеноновых ламп.
  12. 3.1. Биксеноновая лампа с двигающимся экраном.
  13. 3.2. Биксеноновая лампа с двигающейся колбой.
  14. 3.3. Прожекторные системы – немецкий биксенон.
  15. 3.4 Биксеноновая лампа с двумя колбами.
  16. 4. Динамические характеристики биксеноновых ламп.
  17. Содержание
  18. Об­щие све­де­ния
  19. Осо­бен­но­сти раз­лич­ных си­с­тем све­то­рас­пре­де­ле­ния
  20. Ус­т­рой­ст­во фа­ры
  21. Га­зо­раз­ряд­ные лам­пы
  22. Срав­ни­тель­ные свой­ст­ва ламп
  23. Пе­ре­о­бо­ру­до­ва­ние под га­зо­раз­ряд­ный свет
  24. “Псев­до­к­се­но­но­вые” лам­пы
  25. Об­щие ре­ко­мен­да­ции

Дата публикации: 10 июня 2016 .
Категория: Автотехника.

Нередко даже в дневное время видимость на дороге может быть очень плохой, из-за чего, можно и не заметить приближающийся автомобиль. В связи с этим ПДД были изменены и сегодня ближний свет должен быть включен во время передвижения на всех автотранспортных средствах, независимо от времени суток. И это не просто пожелания адресованные водителям, а действующее постановление, несоблюдение которого может повлечь за собой штраф в размере 500 рублей (подробнее в ст. 12.20 «О нарушении правил пользования внешними световыми приборами»).

Такие требования и разумный смысл приводят любого автолюбителя к вопросу: «Какие лампы ближнего света лучше использовать?» Чтобы ответить на него необходимо в первую очередь разобраться в отличиях этих осветительных приборов.

Чем отличаются друг от друга лампы с разной маркировкой

Сегодня выпускаются лампы с одной или двумя нитями (спиралями) накаливания. Последние позволяют использовать осветительные элементы, как для ближнего, так и для дальнего освещения, для этого достаточно только переключиться с одного света на другой. Однонитевые аналоги сложнее в использовании. Если говорить подробнее, то существуют следующая классификация:

  • H1 – используются для фар дальнего света и иногда для противотуманок (предназначены для четырехфарной системы).
  • Лампы в цоколе H2 используются для ближнего и дальнего света, а также в роли противотуманок. Такой тип осветительных элементов сегодня практически не встречается.
  • H3 – только для противотуманных фонарей.
  • Лампы автомобильные H4 используются в традиционных европейских двухфарных системах для дальнего и ближнего света.
  • Лампы автомобильные H7 также применяются для дальнего и ближнего света в четырехфарный системах.

Последние два типа используются чаще всего. Если говорить об их отличиях, то H7 – это однонитевые осветительные элементы, а H4 обладают двумя спиралями, но уступает при этом в характеристиках новой модели. Особенно это касается срока эксплуатации (у H7 он в два раза больше). И, безусловно, как и все описанные выше лампы, каждый тип обладает своей конструкцией цоколя.

Так как лампы H4 и H7 чаще всего используются для ближнего света, о них поговорим подробнее.

Лучшие лампы в цоколе H4

Если говорить о том, какие лампы ближнего света H4 самые лучшие, то тут стоит опираться в первую очередь на мощность свечения. Если вы не покидаете пределов города, то лучше брать лампочки мощностью 60 Вт, а для загородных поездок на 130 Вт.

Важно! Лампы мощностью более 60 Вт запрещено использовать в городских условиях.

Что касается выбора между галогеновыми и светодиодными лампами, то сразу стоит сказать, что хоть светодиодные элементы освещения и отличаются повышенной экономичностью, но для фар, рассчитанных на галогенки H4, они не подойдут.

Во-первых, для того чтобы светодиодная лампочка была сопоставима по светоотдаче с галогенной лампой, ее размер будет значительно больше, а если использовать компактную модель, то от нее вы получите очень маленькую светоотдачу – замкнутый круг.

Во-вторых, если поставить в фары для галогенок H4 светодиодные аналоги, их луч будет не в фокусе, свет станет размытым, из-за этого, в свою очередь, значительно ухудшится освещение дорожного полотна.

В-третьих, большое количество светодиодов приведет к тому, что полупроводники не будут охлаждаться.

Полезно! Автопроизводители разрабатывают специальные диодные фары, однако пока не удалось решить вопросы системы охлаждения для таких элементов.

Поэтому чтобы добиться лучших показателей рекомендуется использовать галогеновые лампы для авто H4 повышенной яркости от проверенных производителей.

Что же касается ламп H7, то они тоже обладают своими особенностями.

Лучшие лампы в цоколе H7

Если говорить о том, лампы H7 в ближний свет какие лучше, то сегодня существует много модификаций осветительных элементов этого типа. Модели могут отличаться технологией производства, разновидностями, светом и многими другими параметрами. Неизменной остается только стандартная мощность, которая составляет 55 Ват. Однако, сегодня в продаже можно встретить и галогеновые лампы для авто H7 повышенной яркости.

Важно! лампы высокой мощности рекомендуется использовать только в условиях внедорожья или на закрытых треках. Если установить такую лампу в обычную легковушку, то система электропитания быстро перегрузится и выйдет из строя.

Если использовать диодные лампы h7 в ближний свет вместо галогеновых, то проблемы будут такие же, как и в первом случае: перегрев и необходимость использования специальной оптики, так как без этого невозможно отрегулировать световой пучок.

Тем не менее, светодиодное освещение шагает и развивается семимильными шагами, поэтому не за горами тот момент, когда для ближнего света можно будет использовать именно такой тип ламп. Это не удивительно ведь в перспективе H7 лампа ближнего света светодиодная намного удобнее и выгоднее в использовании. Отличный свет, долговечность и устойчивость к вибрациям и ударам – все это характеризует осветительные элементы этого типа.

Что касается производителей ламп для ближнего света, то лучше всего покупать изделия проверенных фирм, зарекомендовавших себя в этой отрасли.

Лучшие производители и модели галогеновых ламп H4 и H7

Если говорить о лучших марках, то согласно тестированиям лучше всего себя показали модели:

  • Koito. Японская компания, специализирующаяся на светотехнике, которая производит галогеновые лампы ближнего и дальнего света, адаптированные для российских условий. Лампы Koito Whitebeam III H7 (2 штуки) стоят сейчас порядка 1 800 рублей, а такая же модель для цоколя H4 обойдется чуть меньше – 1 500 рублей.
  • Osram. Хоть конкуренты и пытаются доказать, что лампы этого производителя слепят водителей на встречке, никаких официальных доказательств и испытаний, подтверждающих это, нет. Напротив, изделия компании Osram отличаются качеством и надежностью. Лучшими на рынке, автолюбители отметили лампы Osram SilverStar, стоимостью 550 рублей для цоколя H7 и 770 рублей для H4.
  • Philips. Именитая корпорация повторяет наработки Osram и производит лампы с такими же характеристиками пучка света. Тем не менее, по качеству галогенки Philips также вызывают доверие. Лампа Philips Visio Plus +60% с цоколем H4 стоит 550 рублей, а для H7 порядка 1 200 рублей за две шутки.
  • Bosch. Венгерский производитель славится своим качеством уже не первый год. Хороший световой поток, обеспечивающий необходимое освещение, как обочины, так и ближних, а также дальних зон. Лампа Bosch Plus 90 H7 (2 штуки) обойдется прядка 1 400 рублей, а аналогичная Лампа Bosch Plus 90 H4 будет стоить 1 200 рублей.

Говоря о лучших лампах для ближнего света, мы не затрагивали тему ксенона, и на это есть несколько причин.

Несколько слов о ксеноне

Галогеновые и светодиодные лампы пока что не дотягивают по мощности до современных ксеноновых осветительных элементов, почему же тогда не использовать более долговечные (до 2500 часов) лампы?

Конечно, ксенон обладает одним неоспоримым преимуществом. Такие лампы преобразуют в тепло лишь 7% энергии, а галогенки все 40%. Это значит, что почти вся затрачиваемая электроэнергия преобразуется в мощный световой поток. Но, увы, это лишь одна сторона медали. На самом же деле использования таких ламп невыгодно по нескольким причинам:

  • Стоимость ксенона в разы выше галогеновых и светодиодных ламп. Это обусловлено тем, что для такого освещения потребуется дополнительное оборудование (в минимальный комплект входит лампа и блок розжига, в полный – оптика, фара и многое другое). Сами лампы такого типа стоят порядка 10 000 рублей.
  • Далеко не весь ксенон можно использовать в РФ, точнее можно использовать только тот, который был установлен на заводе изготовителя авто. За «кустарные» китайские аналоги можно спокойно получить штраф, а при прохождении ТО от запрещенного освещения придется избавиться.
  • Ксеноновые блоки используют довольно много энергии от генератора, соответственно расход топлива повышается.

В заключении

Подводя итог, можно сказать, что пока что самыми удобными и недорогими остаются галогеновые лампы для ближнего света. При их выборе необходимо обращать внимание на производителя и характеристики мощности. Не лишним будет ознакомиться с официальными тестами, которые производители обычно предоставляют покупателям на своих сайтах.

Все, что вы хотите знать о Форд Фьюжн, но не знали где спросить

Вы тоже можете стать нашим партнером

Устройство и технические характеристики биксеноновых источников света.

1. Область применения.

Биксеноновая автомобильная лампа представляет собой газоразрядный источник света с изменяемой геометрией светового потока. В данной статье рассматриваются особенности реализации механизма изменения геометрии и не рассматривается физика работы ксеноновой газоразрядной колбы.

Биксеноновая лампа предназначена для замены двухнитевых ламп накаливания в блок- фарах современных автомобилей.

Термин "блок-фара" означает, что дальний и ближний свет реализуется с помощью одной и той же лампы и оптической системы. В традиционной блок- фаре изменение направления и яркости света осуществляется за счет переключения нитей накаливания в двухнитевой лампе. Для того чтобы сохранить свойство блок- фары создавать ближний и дальний свет, Биксеноновая лампа должна эмулировать работу двухнитевой лампы.

Читайте также:  Рено флюенс штатная магнитола инструкция

Так как ксеноновая газоразрядная колба имеет фиксированное положение светящего элемента- газоразрядной дуги, изменение геометрии светового потока в биксеноновой лампе осуществляется путем механического передвижения элементов, формирующих направление светового потока. Глава 3 посвящена возможным реализациям биксенона. В блок-фарах автомобилей применяется несколько типов конструктивного исполнения двухнитевых ламп, называемых цоколями. Наиболее распространен цоколь Н4, применяемый с 70-х годов на машинах, произведенных по всему миру. Поэтому биксеноновые лампы существуют в основном под этот цоколь. Для того чтобы разобраться в работе различного рода существующих биксеноновых систем, необходимо рассмотреть физику работы блок-фары с цоколем Н4, которая приведена в следующей главе.

2. Устройство блок- фары с лампой Н4.

Блок-фара может быть выполнена по оптической схеме с параболическим отражателем и рассеивающим стеклом или же с отражателем свободной формы и прозрачным стеклом. Сначала следует рассмотреть систему c параболическим отражателем, как более доступную для изучения.

Источником света в блок-фаре является лампа Н4 с двумя спиралями накаливания. Спирали расположены параллельно по ходу движения машины. Расстояние между спиралями по продольной оси составляет 7мм, а по вертикали 1мм (рис.1).


Рис.1. Лампа Н4

Спираль ближнего света расположена дальше от цоколя чем спираль дальнего света и закрыта снизу специальным экраном, формирующим границу зоны ближнего света. Колба лампы спереди затемнена, чтобы исключить освещение прямым, не отраженным от рефлектора светом.

Составными частями блок-фары помимо лампы являются также параболический отражатель и рассеивающее стекло.


Рис.2. Блок-фара

Назначением рассеивающего стекла является формирование более равномерного, чем идущий изначально от отражателя, светового потока в горизонтальной плоскости. Поэтому рассеивающий рельеф на стекле направлен вертикально и в вертикальной плоскости эффект рассеивания значительно более слабо выражен.

При дальнейшем рассмотрении принципа работы фары эффект стекла не будет учитываться. Для представления результирующего светового потока необходимо рассеять световой поток от фары без стекла в горизонтальной плоскости.

Параболический отражатель выполняет функцию формирования слабо расходящегося светового потока. Лампа располагается в отражателе таким образом, что фокус находится между спиралями ближнего и дальнего света. Для определения направления светового потока необходимо проследить ход лучей от каждой спирали.

При работе фары в режиме дальнего света рабочая спираль находится ближе и ниже фокуса отражателя. Поэтому световой поток имеет расходящуюся форму и направлен выше осевой линии (рис.3).


Рис.3. Ход лучей в режиме дальнего света

Спираль дальнего света расположена относительно (по сравнению со спиралью ближнего света) близко к фокусу, поэтому расхождение светового потока невелико. Контур засветки на достаточно удаленном (рекомендуемое расстояние 5м) экране имеет форму круга. На дороге пятно освещения имеет форму эллипса.


Рис.4. Контур засветки на экране.

Рис.5. Пятно освещения на дороге.

При работе фары в режиме ближнего света рабочая спираль находится дальше фокуса отражателя. Поэтому лучи пересекают осевую линию фары и расходятся (рис.6).


Рис. 6. Ход лучей в режиме ближнего света.

При этом экран оптически закрывает нижнюю половину отражателя, поэтому после отражения все лучи попадают в нижнюю полуплоскость. Так как экран расположен чуть ниже спирали, угол перекрытия светового потока получается меньше 180°. При этом на достаточно удаленном экране образуется характерная «галочка» (рис. 7.).


Рис.7. Контур засветки на экране.

Положение «галочки» определяется углами перекрытия светового потока с каждой стороны экрана. Так как спираль ближнего света расположена относительно далеко от фокуса, расхождение потока является значительно большим, чем на дальнем свете, соответственно и контур засветки на экране занимает большую площадь. На дороге пятно освещения имеет форму эллиптического сектора.


Рис. 8. Пятно освещения на дороге.

Блок-фара также может быть выполнена по оптической схеме с отражателем свободной формы и прозрачным стеклом. Главное отличие такой системы от рассмотренной системы c параболическим отражателем заключается в том, что световой поток формируется расходящимся в горизонтальной плоскости за счет отличной от параболической формы отражателя. Так как требуемое расхождение светового потока весьма невелико, в целом отличие формы отражателя от параболической незначительно. Поэтому рассмотренные ранее оптические соотношения остаются в силе и для данной системы.

3. Анализ возможных реализаций биксеноновых ламп.

«Идеальная» биксеноновая лампа должна полностью соответствовать геометрии лампы накаливания Н4 для того чтобы форма светового потока была такой же. Существующие же реализации удовлетворяют этому условию лишь отчасти, поэтому форма светового потока в некоторых условиях получается отличной от расчетной, что есть недостаток. В данной главе рассматриваются наиболее распространенные реализации и их оптические свойства с упором именно на выявление подобных недостатков.

3.1. Биксеноновая лампа с двигающимся экраном.

В данной реализации биксеноновой лампы изменение формы светового потока происходит за счет движения специального экрана. Данный экран является модификацией экрана в лампе Н4 и выполняет ту же самую задачу- формирует границу зоны ближнего света. Однако в случае ксеноновой лампы экран находится снаружи колбы (рис. 9).


Рис. 9. Ксеноновая лампа с экраном.

Источником света в ксеноновой лампе является газ в межэлектродном пространстве. При этом форма источника света примерно одинакова со спиралью в лампе накаливания, что обеспечивает световой поток в основном совпадающий по форме с потоком от лампы накаливания расположенной в том же месте. Поэтому, чтобы получить расчетную форму светового потока на ближнем свете ксеноновую колбу располагают в фаре на том же месте что и спираль ближнего света. Углы перекрытия экрана также копируют с лампы накаливания чтобы получить такую же «галочку». Закрытия же колбы спереди экраном в случае ксеноновой лампы обычно не требуется так как от прямой засветки защищает электрод ксеноновой лампы.

Таким образом в биксеноновой лампе организуется работа в режиме ближнего света. В режиме же дальнего света экран полностью или частично убирается. Существуют 2 варианта реализации такого биксенона, в первом экран отодвигается, во втором поворачивается. Рассмотрим эти варианты отдельно.

Вариант 1: отодвигающийся экран. При такой реализации экран, отодвигаясь, перестает затенять нижнюю часть отражателя. Лучи света, отражаясь, пересекают оптическую ось фары и направляются вверх (рис .10) , то есть дальше по дороге от автомобиля, что и создает эффект дальнего света.


Рис. 10. Ход лучей в режиме дальнего света.

На дороге работа биксенона будет выглядеть так: при переключении c ближнего на дальний свет освещенность вблизи машины не изменится, однако добавится освещение в дальней зоне ( рис. 11).


Рис.11. Пятно освещения на дороге.

Достоинства и недостатки данного варианта:
«+»
– правильная работа в режиме ближнего света
«-»
– В режиме дальнего света недостаточная освещенность дальней границы зоны освещения. Это происходит из-за того, что ксеноновая колба находится в фаре на том же месте что и спираль ближнего света. Поэтому лучи света значительно рассеиваются, и в относительно небольшом угле излучения, который отвечает за дальний свет, мощность светового потока получается небольшой. Физически происходит следующее: в режиме дальнего света к световому потоку в режиме ближнего света, составляющему около 2/3 всего потока от лампы (определяется углом перекрытия экрана), добавляется всего около 1/3 , и этот поток распределяется по значительно большей площади дороги, поэтому и освещенность получается низкая.
– Нештатная работа рассеивающего стекла в режиме дальнего света в фарах с параболическим отражателем. Так как ксеноновая колба находится в фаре на том же месте что и спираль ближнего света, в режиме дальнего света происходит пересечение лучами света оптической оси фары. Таким образом поток света, формирующий верхнюю полуплоскость освещенности на рис. 10, проходит через нижнюю часть рассеивающего стекла, и наоборот. Обычно верхняя и нижняя части стекла обладают разными рассеивающими свойствами, а при работе фары с лампой накаливания Н4 подобного пересечения не происходит, поэтому световой поток от биксеноновой лампы еще более искажается.
– В фарах с отражателем со свободной геометрией в режиме дальнего света нижняя часть отражателя работает в нештатном режиме, свет от лампы падает под неправильным углом, и это может привести к непредсказуемой форме светового потока.

Вариант 2: поворачивающийся экран.

При такой реализации внутренняя поверхность экрана выполняется зеркальной. В режиме дальнего света экран поворачивается и лучи света отражаются от него. Данная реализация отличается от предыдущей тем, что направление отраженного светового потока определяется формой экрана, а не отражателя, поэтому появляется возможность распределить освещенность в дальней зоне более правильно, т.е. увеличить ее у дальней границы и уменьшить на ближней. Но так как все выводы насчет используемой для дальнего света части светового потока остаются в силе, данная реализация также не позволяет получить полноценный дальний свет.

3.2. Биксеноновая лампа с двигающейся колбой.

В данной реализации биксеноновой лампы изменение формы светового потока происходит за счет поступательного движения ксеноновой колбы. При этом работа лампы в положении ближнего света остается без изменений по сравнению с предыдущим вариантом, однако положение задней кромки экрана выбрано таким образом, чтобы только минимально закрыть нижнюю часть отражателя.

В положении же дальнего света ксеноновая колба сдвигается назад и занимает положение спирали дальнего света в лампе накаливания (рис.12), но только по горизонтали, а не по высоте (разница в высоте, как указывалось в главе 2, составляет 1мм). При этом экран перестает затенять нижнюю часть отражателя и полный световой поток от лампы попадает на отражатель.



Рис.12. Перемещение ксеноновой колбы.

По форме светового потока данная реализация почти полностью повторяет работу лампы накаливания Н4, единственное отличие заключается в том, что световой поток в режиме дальнего света идет ниже за счет того, что различается положение источника света в режиме дальнего. Этот недостаток устранен в варианте исполнения биксеноновой лампы с наклонной осью перемещения колбы (рис. 13).

Читайте также:  Подключение сигнализации к центральному замку калина


Рис. 13. Биксеноновая лампа с наклонной осью перемещения колбы.

В такой лампе ксеноновая колба смещается как по горизонтали, так и по вертикали и занимает точно такое же положение как спирали в лампе накаливания Н4 в режиме и ближнего и дальнего света, поэтому форма светового потока от этой лампы точно повторяет форму светового потока от лампы накаливания Н4.

При рассмотрении такого биксенона важно отметить, что качество работы ламп зависит от формы задней части экрана. Важно, чтобы экран находился достаточно близко к ксеноновой колбе, для того чтобы при перемещении колбы угол, под которым экран затеняет отражатель, изменялся в достаточной степени. При этом обеспечивается полностью открытое и полностью затененное состояния отражателя. Если же форма и положение экрана отклоняется от расчетного, например из-за неточности изготовления, то возможна деградация качества работы ламп. Это проявляется в несоответствии формы светового потока с расчетной, возможны тени и нежелательные засветки. Подобные же эффекты возникают при неточности позиционирования колбы лампы в положениях ближнего и дальнего света.

Достоинства и недостатки данного варианта:
«+»
– Правильная работа в режиме ближнего и дальнего света в любых фарах с лампами Н4.
«-»
– Высокие требования к точности изготовления.

3.3. Прожекторные системы – немецкий биксенон.

Помимо рассмотренных биксеноновых ламп существует еще один вид источников света, выполняющих подобную функцию, но отличных конструктивно. Это прожекторный оптический элемент фирмы Hella.

Отличия от уже рассмотренных систем заключаются в другой – прожекторной, оптической схеме, а также в другом типе ламп. В качестве источника света используется ксеноновая лампа с цоколем D2R. Световой поток формируется с помощью эллиптического отражателя и линзы (рис. 14). Формирование границы ближнего света происходит с помощью специального подвижного экрана. Подобная схема формирования светового потока уже встречалась в главе 3.1., и некоторые сделанные в этой главе выводы справедливы и для рассматриваемой системы.


Рис. 14. Прожекторный оптический элемент.

Во-первых, надо отметить, что в режиме дальнего света, когда подвижный экран не затеняет световой поток, фара работает в оптимальном режиме. Весь световой поток лампы используется для создания освещенности, и форма светового потока оптимизирована для дальнего света (Рис.15).


Рис. 15. Форма светового потока прожекторной фары.

При переключении же в режим ближнего света экран отрезает часть светового потока на дальней границе зоны освещения. Важно отметить, что световая граница ближнего света значительно четче чем в рассмотренных выше системах с лампами Н4. Это получается за счет того, что отличие формы источника света- ксеноновой колбы от точечного источника, которое и вызывает размытие границы, в такой оптической схеме влияет на форму светового потока значительно меньше. Поэтому границу зоны освещения на ближнем свете сдвигают вдаль без нежелательных засветок.

Однако форма светового потока на ближнем свете далека от оптимальной, так как желаемая форма светового потока на ближнем и дальнем различна, а возможности менять форму ближней границы зоны освещенности и перераспределять плотность светового потока данная схема не дает. Также вследствие механизма затенения общий световой поток на ближнем свете падает примерно в 2 раза.

Достоинства и недостатки данного варианта:
«+»
– Правильная работа в режиме дальнего света.
– Большая оптическая эффективность прожекторной технологии.
– Четкая граница света в режиме ближнего света.
«-»
– Значительное ослабление силы и качества света в режиме ближнего света. Данный недостаток отчасти компенсируется большей оптической эффективностью.
– Небольшой размер оптического элемента обуславливает повышенную загрязняемость.

3.4 Биксеноновая лампа с двумя колбами.

Не давно в продаже появился новый вид биксенона – на каждом цоколе размещены 2 колбы. В таких комплектах нет движущихся частей. Ксеноновые источники света находятся в тех же местах, где спирали в лампе накаливания, что дает максимально правильное формирование пучка света.

Достоинства и недостатки данного варианта:
«+»
-Правильная работа в режиме ближнего и дальнего света в любых фарах с лампами Н4.
«-»
– Высокие требования к точности изготовления;
– на каждую фару необходимо 2 блока розжига;
– необходимо больше времени для установления правильного свечения (процесс розжига ксеноновой лампы) при переключениях режимов ближний/дальний;
– высокая цена.

4. Динамические характеристики биксеноновых ламп.

Кроме оптических свойств биксеноновых ламп важную роль в эксплуатации играет скорость переключения между режимами дальнего и ближнего света, т.е. динамические параметры. Для того, чтобы понять какие величины времен допустимы, можно рассмотреть динамические параметры лампы Н4.

При переключении лампы Н4 происходят следующие процессы разной длительности: включение холодной спирали и выключение горячей. Холодная спираль включается за время около 100 мс, а горячая остывает за время около 400 мс.

Поэтому при переключении лампы Н4 общая яркость источника света увеличивается на время около 300 мс. При переключении же биксенона подобного процесса не происходит, однако для определения допустимого времени переключения следует ориентироваться на величины порядка 300 мс.

Скорость переключения биксеноновой лампы зависит в основном от типа привода. Существует 3 типа приводов: электромагнитные, с электрическим двигателем и с сервоприводом. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого типа приводов.

Электромагнитные приводы.
«+»
– Высокая скорость.
«-»
– Небольшое усилие. Вследствие данного недостатка такие приводы склонны к зависаниям. Жесткое ограничение крайних положений. Вследствие ударной работы упоры изнашиваются и точность позиционирования падает.
Приводы с электрическим двигателем.
«+»
– Большое усилие. Мягкое ограничение крайних положений с помощью концевых выключателей.
«-»
– Невысокая скорость.
Сервоприводы.
«+»
– Большое усилие.
– Высокая скорость.
– Мягкое ограничение крайних положений с помощью обратной связи.
«-»
– Сложность.

Фары первых автомобилей были ацетиленовыми. В век электричества их сменили газонаполненные лампы накаливания, а совсем недавно — галогеновые. Сегодня расширяется применение газоразрядных (“ксеноновых”) ламп, создающих более мощный световой поток. В темное время суток они позволяют водителю на большем расстоянии увидеть различные объекты и дорожные знаки. С другой стороны, резко обострилась проблема ослепления при встречном разъезде.

Содержание

Об­щие све­де­ния

Пра­к­ти­че­ски до кон­ца про­шло­го ве­ка в ос­нов­ном при­ме­ня­лись круг­лые фа­ры про­же­к­тор­но­го ти­па. Что­бы обес­пе­чить не­об­хо­ди­мую си­лу све­та, их от­ра­жа­те­ли име­ли до­с­та­точ­но боль­шой диа­метр. Это пре­пят­ст­во­ва­ло сни­же­нию вы­со­ты пе­ред­ней ча­с­ти ав­то­мо­би­ля и за­круг­ле­нию уг­лов.
Для улуч­ше­ния внеш­не­го ви­да и аэ­ро­ди­на­ми­че­ских ха­ра­к­те­ри­стик ста­ли при­ме­нять фа­ры:

пря­мо­уголь­ные; мно­го­фо­кус­ные (би­фо­каль­ные и го­мо­фо­каль­ные);
про­ек­ци­он­но­го ти­па с по­лиэл­лип­соидным от­ра­жа­те­лем;
с от­ра­жа­те­лем сво­бод­ной фор­мы.
В со­от­вет­ст­вии с ГОСТом, на ав­то­мо­би­ле долж­ны быть две фа­ры ближ­не­го и две или че­ты­ре даль­не­го све­та. Кро­ме то­го, до­пу­с­ка­ет­ся при­ме­не­ние двух “про­ти­во­ту­ма­нок”.
По спе­ци­аль­но­му раз­ре­ше­нию, для ис­поль­зо­ва­ния вне до­рог об­ще­го на­зна­че­ния, мо­гут ус­та­на­в­ли­вать­ся:
две фа­ры-про­же­к­то­ры;
про­же­к­тор-ис­ка­тель на по­во­рот­ном крон­штей­не.
В ка­че­ст­ве ис­точ­ни­ка све­та ис­поль­зу­ют спи­раль на­ка­ли­ва­ния (га­зо­на­пол­нен­ные лам­пы) или элек­т­ри­че­скую ду­гу (га­зо­раз­ряд­ные лам­пы). Для кон­цен­т­ра­ции и на­пра­в­ле­ния све­та в од­ну сто­ро­ну при­ме­ня­ют от­ра­жа­те­ли. Окон­ча­тель­ное фор­ми­ро­ва­ние его пуч­ка осу­ще­ст­в­ля­ют с по­мо­щью те­не­вых эк­ра­нов, линз и рас­се­и­ва­те­лей.
Су­ще­ст­ву­ют две си­с­те­мы за­ко­но­да­тель­ных норм, оп­ре­де­ля­ю­щих на­пра­в­ле­ние, фор­му и си­лу ближ­не­го све­та фар, — ев­ро­пей­ская, с чет­ко вы­де­лен­ной све­то­те­не­вой гра­ни­цей, и аме­ри­кан­ская, без оп­ре­де­ле­ния этой гра­ни­цы.
Ев­ро­пей­ская си­с­те­ма на­пра­в­ле­на на ма­к­си­маль­но воз­мож­ное умень­ше­ние сле­пя­щей си­лы све­та, по­па­да­ю­ще­го в гла­за во­ди­те­ля.
Аме­ри­кан­ская ос­но­ва­на на том, что при бо­лее яр­ком ос­ве­ще­нии до­ро­ги пе­ред ав­то­мо­би­лем гла­за во­ди­те­ля мо­гут вы­дер­жать боль­шую си­лу све­та встреч­но­го транс­пор­та.
С точ­ки зре­ния без­о­пас­но­сти дви­же­ния обе эти си­с­те­мы в от­дель­но­сти рав­но­цен­ны, но при встреч­ном разъ­ез­де с “аме­ри­кан­ским” “ев­ро­пей­ский” во­ди­тель бу­дет ос­ле­п­лять­ся боль­ше.
В 1968 г. в СССР бы­ла при­ня­та ев­ро­пей­ская си­с­те­ма фар. На­хо­див­ши­е­ся до это­го в экс­плу­а­та­ции фа­ры аме­ри­кан­ско­го ти­па бы­ли по­сте­пен­но за­ме­не­ны. В на­сто­я­щее вре­мя в Рос­сии к экс­плу­а­та­ции долж­ны до­пу­с­кать­ся ав­то­мо­би­ли со све­то­тех­ни­кой, со­от­вет­ст­ву­ю­щей ис­клю­чи­тель­но ев­ро­пей­ской си­с­те­ме и пра­ви­лам, ут­вер­жда­е­мым Ко­ми­те­том по вну­т­рен­не­му транс­пор­ту Ев­ро­пей­ской эко­но­ми­че­ской ко­мис­сии при ООН (ЕЭК ООН).
На ме­ж­ду­на­род­ном уров­не про­ра­ба­ты­ва­ет­ся воз­мож­ность вза­им­ной адап­та­ции аме­ри­кан­ской и ев­ро­пей­ской си­с­тем и ус­та­но­в­ле­ния еди­ных норм.

Осо­бен­но­сти раз­лич­ных си­с­тем све­то­рас­пре­де­ле­ния

В “ев­ро­пей­ской” лам­пе нить ближ­не­го све­та на­хо­дит­ся вы­ше оп­ти­че­ской оси со сме­ще­ни­ем впе­ред от­но­си­тель­но фо­ку­са оп­ти­че­ской си­с­те­мы. Под спи­ра­лью рас­по­ло­жен те­не­вой эк­ран, ис­клю­ча­ю­щий по­па­да­ние све­та на ниж­нюю часть от­ра­жа­те­ля и рас­про­стра­не­ние его впе­ред и вверх, в гла­за во­ди­те­ля встреч­но­го транс­пор­та. Све­то­вой по­ток от верх­ней ча­с­ти от­ра­жа­те­ля на­пра­в­ля­ет­ся впе­ред и не­сколь­ко вниз, ос­ве­щая до­ро­гу пе­ред ав­то­мо­би­лем.

В “аме­ри­кан­ской” лам­пе нить ближ­не­го све­та сме­ще­на вверх и вле­во от­но­си­тель­но фо­ку­са. При этом све­то­вой по­ток ближ­не­го све­та раз­де­ля­ет­ся. Од­на часть на­пра­в­ля­ет­ся для ос­ве­ще­ния пу­ти и пра­вой обо­чи­ны, а дру­гая в сто­ро­ну встреч­но­го транс­пор­та. Умень­ше­ние ос­ле­п­ле­ния до­с­ти­га­ет­ся за счет из­ме­не­ния глу­би­ны от­ра­жа­те­ля, фор­ми­ру­ю­ще­го вто­рую часть пуч­ка све­та.

Даль­ний свет в ев­ро­пей­ской и аме­ри­кан­ской си­с­те­мах рас­про­стра­ня­ет­ся пра­к­ти­че­ски сим­мет­рич­но от­но­си­тель­но оси ав­то­мо­би­ля, так как со­от­вет­ст­ву­ю­щая нить на­ка­ла в обо­их слу­ча­ях на­хо­дит­ся в фо­ку­се от­ра­жа­те­ля. При вклю­че­нии толь­ко даль­не­го све­та и оди­на­ко­вой мощ­но­сти ламп ос­ве­щен­ность до­ро­ги “аме­ри­кан­ски­ми” фа­ра­ми сла­бее, так как угол раз­во­ро­та пуч­ка све­та у них боль­ше, чем это при­ня­то в Ев­ро­пе.
Для пра­во­сто­рон­не­го дви­же­ния ближ­ний свет асим­мет­ри­чен и вы­тя­нут вдоль пра­вой сто­ро­ны до­ро­ги. При ле­во­сто­рон­нем дви­же­нии кар­ти­на рас­пре­де­ле­ния об­рат­ная. На фа­ры ле­во­сто­рон­не­го дви­же­ния на­но­сят стрел­ку, об­ра­щен­ную впра­во, для пра­во­сто­рон­не­го стрел­ка не ста­вит­ся.
Пе­ре­на­ст­рой­ка на­пра­в­ле­ния дви­же­ния воз­мож­на у фар, име­ю­щих в со­ста­ве мар­ки­ров­ки две го­ри­зон­таль­ные стрел­ки, на­пра­в­лен­ные на­встре­чу друг дру­гу. Она осу­ще­ст­в­ля­ет­ся пу­тем пе­ре­ме­ще­ния лам­пы или оп­ти­че­ско­го эле­мен­та.

Читайте также:  Плата стоп сигнала ваз 2115

Ус­т­рой­ст­во фа­ры

Фа­ра в об­щем слу­чае со­сто­ит из кор­пу­са, от­ра­жа­те­ля, те­не­во­го эк­ра­на пря­мо­го све­та, рас­се­и­ва­те­ля, дер­жа­те­ля лам­пы, со­еди­ни­тель­ной ко­лод­ки с про­во­да­ми и де­та­лей кре­пе­жа. В про­ек­тор­ных фа­рах ус­та­на­в­ли­ва­ет­ся кон­ден­са­тор­ная лин­за. От­ра­жа­тель и рас­се­и­ва­тель, со­еди­нен­ные в один узел, на­зы­ва­ют оп­ти­че­ским эле­мен­том. Лам­па ус­та­на­в­ли­ва­ет­ся с вну­т­рен­ней сто­ро­ны от­ра­жа­те­ля и ее мож­но ме­нять.
Ре­гу­ли­ров­ка на­пра­в­ле­ния све­то­во­го пуч­ка про­из­во­дит­ся по­во­ро­том оп­ти­че­ско­го эле­мен­та или от­ра­жа­те­ля от­но­си­тель­но кор­пу­са.
Лам­па-фа­ра яв­ля­ет­ся не­раз­бор­ным оп­ти­че­ским эле­мен­том и вклю­ча­ет в се­бя рас­се­и­ва­тель, от­ра­жа­тель и лам­пу. Лам­пы-фа­ры хо­ро­шо за­щи­ще­ны от по­па­да­ния вла­ги и гря­зи, но при пе­ре­го­ра­нии спи­ра­ли их при­хо­дит­ся ме­нять це­ли­ком.

Блок-фа­ра объ­е­ди­ня­ет в од­ном кор­пу­се все или часть пе­ред­них све­то­вых при­бо­ров и име­ет об­щий или со­став­ной рас­се­и­ва­тель. От­ра­жа­тель мо­жет быть па­ра­бо­ли­че­ским (од­но­фо­кус­ным, двух­фо­кус­ным или мно­го­фо­кус­ным), по­лиэл­лип­соидным, а так­же сво­бод­ной фор­мы. Он уве­ли­чи­ва­ет си­лу све­та и обес­пе­чи­ва­ет ос­ве­щен­ность пу­ти пе­ред ав­то­мо­би­лем на не­об­хо­ди­мом рас­сто­я­нии. При­ме­не­ние спе­ци­аль­ных пла­ст­масс вме­сто ли­с­то­во­го ме­тал­ла по­з­во­ля­ет при­дать от­ра­жа­те­лю весь­ма слож­ный про­филь для бо­лее пол­но­го ис­поль­зо­ва­ния све­то­вой энер­гии. От­ра­жа­те­ли сво­бод­ной фор­мы, как и мно­го­фо­кус­ные, спо­соб­ны пол­но­стью сфор­ми­ро­вать све­то­вой пу­чок без при­ме­не­ния рас­се­и­ва­те­лей. В этом слу­чае оп­ти­че­ский эле­мент спе­ре­ди за­кры­ва­ют ок­ном из сте­к­ла или про­зрач­ной пла­ст­мас­сы с по­кры­ти­ем, за­щи­ща­ю­щим ее по­верх­ность от по­вре­ж­де­ний.

Рас­се­и­ва­тель из­го­та­в­ли­ва­ют из оп­ти­че­ски чи­с­то­го сте­к­ла или про­зрач­ной пла­ст­мас­сы. Его вну­т­рен­няя сто­ро­на пред­ста­в­ля­ет со­бой со­во­куп­ность линз и призм раз­ме­ром от мил­ли­мет­ра до сан­ти­мет­ров. Бла­го­да­ря это­му от­но­си­тель­но уз­кий луч све­та, сфор­ми­ро­ван­ный от­ра­жа­те­лем, пре­ло­м­ля­ет­ся и рас­тя­ги­ва­ет­ся по ши­ри­не до­ро­ги.

Лам­пы ав­то­мо­биль­ных фар
Га­зо­на­пол­нен­ные лам­пы на­ка­ли­ва­ния с круг­лы­ми кол­ба­ми вы­пу­с­ка­ют­ся толь­ко для ав­то­мо­би­лей, дав­но на­хо­дя­щих­ся в экс­плу­а­та­ции. На­и­боль­шее рас­про­стра­не­ние име­ют так на­зы­ва­е­мые га­ло­ге­но­вые лам­пы с ци­лин­д­ри­че­ски­ми кол­ба­ми. Они из­го­та­в­ли­ва­ют­ся:
с од­ной ни­тью для фар даль­не­го све­та, фар-про­же­к­то­ров и про­ти­во­ту­ман­ных фар;
с дву­мя ни­тя­ми — ближ­не­го и даль­не­го све­та.

Га­зо­раз­ряд­ные лам­пы

Га­зо­раз­ряд­ные лам­пы HID (High Intencity Discharge) снаб­же­ны кол­бой из квар­це­во­го сте­к­ла, за­пол­нен­ной хло­ри­да­ми ме­тал­лов и инерт­ным га­зом ксе­но­ном (от­сю­да их на­зва­ние). Для ра­бо­ты га­зо­раз­ряд­ной лам­пы не­об­хо­ди­мо пу­с­ко­ре­гу­ли­ру­ю­щее уст­рой­ст­во, спо­соб­ное сна­ча­ла раз­жечь, а за­тем под­дер­жи­вать элек­т­ри­че­скую ду­гу.

Вы­со­кая ин­тен­сив­ность све­то­во­го по­то­ка обес­пе­чи­ва­ет­ся за счет све­че­ния элек­т­ри­че­ской ду­ги, со­з­дан­ной в га­зо­вой сре­де при да­в­ле­нии от 30 до 120 атм.
Элек­т­ри­че­ская ду­га за­жи­га­ет­ся при на­пря­же­нии 20 кВ, в даль­ней­шем ее “го­ре­ние” под­дер­жи­ва­ет­ся на­пря­же­ни­ем 85 В.
При вклю­че­нии лам­па долж­на че­рез од­ну се­кун­ду до­с­тиг­нуть си­лы све­та не ме­нее 25% от но­ми­на­ла, а че­рез че­ты­ре се­кун­ды – 80%.
Свет, ис­пу­с­ка­е­мый лам­пой, мо­жет быть бе­ло­го или жел­то­го цве­та.
“Ксе­но­но­вые” лам­пы име­ют цве­то­вую тем­пе­ра­ту­ру 4300 К и вы­ше.
В со­от­вет­ст­вии с Пра­ви­лом 99 ЕЭК ООН и ГОСТ Р 41.99-99 ус­та­но­в­ле­ны еди­ные тре­бо­ва­ния к га­зо­раз­ряд­ным ис­точ­ни­кам све­та. Из пре­д­у­смо­т­рен­ных стан­дар­том в на­сто­я­щее вре­мя ис­поль­зу­ют­ся:
лам­па D2S, пред­на­зна­чен­ная для про­ек­ци­он­ных фар с полиэллипсоидным от­ра­жа­те­лем без те­не­во­го эк­ра­на (он ус­та­но­в­лен в са­мой про­ек­ци­он­ной фа­ре);
лам­па D2R с те­не­вым эк­ра­ном для фар про­же­к­тор­но­го ти­па с па­ра­бо­ли­че­ским от­ра­жа­те­лем.
Га­зо­раз­ряд­ные ис­точ­ни­ки све­та в обыч­ных фа­рах мо­гут обес­пе­чить или ближ­ний, или даль­ний свет. Это свя­за­но с тем, что в од­ной кол­бе слож­но осу­ще­ст­вить два по­ло­же­ния ду­ги, по­доб­но двум ни­тям в лам­пах на­ка­ли­ва­ния. В двух­фар­ных си­с­те­мах это при­во­дит к не­воз­мож­но­сти вклю­че­ния даль­не­го све­та, ес­ли нет до­пол­ни­тель­ных при­спо­соб­ле­ний.
Би­к­се­нон (BiXenon). Пе­ре­к­лю­че­ние ближ­не­го све­та на даль­ний, при ис­поль­зо­ва­нии га­зо­раз­ряд­ных ламп, мож­но ре­а­ли­зо­вать раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми — из­ме­не­ни­ем по­ло­же­ния от­ра­жа­те­ля, пе­ре­дви­же­ни­ем лам­пы или пе­ре­ме­ще­ни­ем элек­т­ри­че­ской ду­ги вну­т­ри кол­бы. На­и­бо­лее эф­фе­к­тив­ным ока­зал­ся ме­ха­низм, в ко­то­ром с по­мо­щью со­ле­но­и­да, ры­ча­га и об­рат­ной пру­жи­ны га­зо­раз­ряд­ную лам­пу пе­ре­дви­га­ют в од­но из двух по­ло­же­ний для ближ­не­го и даль­не­го све­та. Су­ще­ст­ву­ет воз­мож­ность ре­гу­ли­ро­вок и пе­ре­клю­че­ния от ле­во­сто­рон­ней к пра­во­сто­рон­ней си­с­те­ме све­та с по­мо­щью встро­ен­но­го при­спо­соб­ле­ния.
Ва­ри­о­к­се­нон (VarioX). Даль­ней­шим раз­ви­ти­ем спо­со­бов пе­ре­клю­че­ния яв­ля­ет­ся при­ме­не­ние ба­ра­бан­но­го ме­ха­низ­ма вме­сто ры­ча­га с об­рат­ной пру­жи­ной. Он обес­пе­чи­ва­ет до че­ты­рех кон­фи­гу­ра­ций ближ­не­го све­та, при­ме­ни­тель­но к раз­лич­ным ус­ло­ви­ям дви­же­ния ав­то­мо­би­ля, и по­з­во­ля­ет вклю­чить даль­ний свет.

Срав­ни­тель­ные свой­ст­ва ламп

Из таб­ли­цы вид­но, что га­зо­раз­ряд­ная лам­па D2R со­з­да­ет све­то­вой по­ток при ближ­нем све­те в 2,8 раза силь­нее, чем га­ло­ге­но­вая лам­па Н4.
В свя­зи с этим уве­ли­чи­ва­ет­ся ос­ле­п­ле­ние во­ди­те­лей встреч­но­го транс­пор­та и тре­бо­ва­ния по кон­т­ро­лю пра­виль­но­сти ре­гу­ли­ров­ки долж­ны быть го­раз­до стро­же.
В слу­чае ис­поль­зо­ва­ния “ксе­но­но­во­го” све­та не­об­хо­ди­мо при­ме­не­ние си­с­те­мы ре­гу­ли­ров­ки, ко­то­рая ав­то­ма­ти­че­ски из­ме­ня­ет угол на­кло­на лу­ча све­та при дви­же­нии ав­то­мо­би­ля, в за­ви­си­мо­сти от его ко­ле­ба­ний на под­ве­с­ке.
Кро­ме то­го, пра­ви­ла­ми ЕЭК ООН пред­пи­са­на обя­за­тель­ная ус­та­нов­ка си­с­те­мы при­ну­ди­тель­ной фа­ро­очи­ст­ки.

Пе­ре­о­бо­ру­до­ва­ние под га­зо­раз­ряд­ный свет

Ес­ли в про­да­же име­ют­ся фа­ры с га­зо­раз­ряд­ны­ми лам­па­ми, пред­на­зна­чен­ные для дан­но­го ав­то­мо­би­ля, наи­бо­лее це­ле­со­об­раз­но при­об­ре­сти пол­ный ком­п­лект “ксе­но­но­во­го све­та”, по­ме­нять фа­ры в сбо­ре и ус­та­но­вить со­от­вет­ст­ву­ю­щее пу­с­ко­ре­гу­ли­ру­ю­щее уст­рой­ст­во.
При­ме­не­ние ламп D2S или D2R в обыч­ных фа­рах не­воз­мож­но, так как они име­ют спе­ци­аль­ные цо­ко­ли и мо­гут ус­та­на­в­ли­вать­ся толь­ко в пред­на­зна­чен­ные для них дер­жа­те­ли. В свя­зи с этим не­ко­то­рые про­из­во­ди­те­ли пред­ла­га­ют не­стан­дарт­ные га­зо­раз­ряд­ные лам­пы с обыч­ным цо­ко­лем. Для них все рав­но не­об­хо­ди­мо спе­ци­аль­ное пу­с­ко­ре­гу­ли­ру­ю­щее уст­рой­ст­во. При ус­та­нов­ке воз­мож­ны сле­ду­ю­щие ва­ри­ан­ты:
при че­ты­рех­фар­ной си­с­те­ме, где на даль­ний и ближ­ний свет ра­бо­та­ют раз­ные лам­пы, со­хра­ня­ет­ся воз­мож­ность пе­ре­клю­че­ния ближ­не­го и даль­не­го све­та;
в слу­чае двух­фар­ной си­с­те­мы ос­та­ет­ся толь­ко ближ­ний свет.
Тех­ни­че­ские и пра­во­вые по­с­лед­ст­вия за­ме­ны. За­т­ра­ты на пе­ре­обо­ру­до­ва­ние под га­зо­раз­ряд­ный свет со­ста­в­ля­ют от 15000руб. и вы­ше. При са­мо­де­я­тель­ной ус­та­нов­ке све­то­вые па­ра­ме­т­ры ско­рее все­го не бу­дут со­от­вет­ст­во­вать дей­ст­ву­ю­щим нор­ма­ти­вам. Обо­ру­до­ван­ный “ксе­но­но­вым све­том” ав­то­мо­биль не смо­жет прой­ти тех­ос­мотр, ес­ли бу­дет ус­та­но­в­ле­но, что в его кон­ст­рук­цию вне­се­ны не­санк­ци­о­ни­ро­ван­ные из­ме­не­ния. Кро­ме то­го, сле­ду­ет по­м­нить о не­ко­то­рых осо­бен­но­стях экс­плу­а­та­ции и об­слу­жи­ва­ния:
от мо­мен­та вклю­че­ния свет по­сте­пен­но на­ра­с­та­ет до но­ми­наль­ной ве­ли­чи­ны, при­мер­но за 3—5 сек. Не­мед­лен­но вклю­чить свет нель­зя, по­ми­гать даль­ним све­том в этом слу­чае не­воз­мож­но;
га­зо­раз­ряд­ные лам­пы не­об­хо­ди­мо ме­нять по­пар­но, по­сколь­ку кол­ба те­ря­ет про­зрач­ность при­мер­но че­рез 200 ча­сов ра­бо­ты. При за­ме­не толь­ко од­ной лам­пы фа­ры бу­дут све­тить раз­ным све­том.

“Псев­до­к­се­но­но­вые” лам­пы

В свя­зи с ро­с­том ин­те­ре­са к “ксе­но­но­во­му све­ту” по­я­ви­лись га­ло­ге­но­вые лам­пы с из­ме­нен­ным спек­т­ром, близ­ким к сол­неч­но­му. По яр­ко­сти они пре­во­с­хо­дят обыч­ные. Лам­пы с из­ме­нен­ным спек­т­ром от из­вест­ных про­из­во­ди­те­лей впол­не со­от­вет­ст­ву­ют ев­ро­пей­ским стан­дар­там.
Од­на­ко не­об­хо­ди­мо от­ли­чать от этих из­де­лий со­м­ни­тель­ную про­дук­цию с кол­бой си­не­го или го­лу­бо­го цве­та. Для по­лу­че­ния не­об­хо­ди­мо­го све­то­во­го по­то­ка “лже­ксе­нон­ки” де­ла­ют бо­лее мощ­ны­ми (до 100—180 Вт), в свя­зи с чем мо­гут воз­ник­нуть серь­ез­ные про­б­ле­мы с элек­т­ро­обо­ру­до­ва­ни­ем. При­ме­не­ние та­ких ламп (в не­ко­то­рых слу­ча­ях) сни­жа­ет по­лез­ную све­то­вую мощ­ность фар и кон­т­ра­ст­ность ос­ве­ще­ния из-за су­же­ния цве­то­во­го спек­т­ра. Они ху­же ос­ве­ща­ют до­ро­гу и бы­ст­рее пе­ре­го­ра­ют.

Об­щие ре­ко­мен­да­ции

В слу­чае от­сут­ст­вия ав­то­ма­ти­че­ско­го (не руч­но­го) кор­ре­к­то­ра не­об­хо­ди­мо пе­ри­о­ди­че­ски про­ве­рять пра­виль­ность ус­та­нов­ки фар и по не­об­хо­ди­мо­сти ее ре­гу­ли­ро­вать.
Ес­ли при дви­же­нии но­чью с ближ­ним све­том встреч­ные во­ди­те­ли сиг­на­ли­зи­ру­ют об ос­ле­п­ле­нии – не­мед­лен­но про­верь­те ре­гу­ли­ров­ку све­та. Заг­ряз­не­ние, да­же не­зна­чи­тель­ное, рас­се­и­ва­те­лей мо­жет при­ве­с­ти к 3—4-х крат­но­му умень­ше­нию ос­ве­щен­но­сти про­стран­ст­ва пе­ред ав­то­мо­би­лем.
Для уда­ле­ния гря­зи це­ле­со­об­раз­нее не вы­ти­рать фа­ры “всухую”, а мыть их, так как твер­дые ча­с­ти­цы, со­дер­жа­щи­е­ся в ней, мо­гут по­ца­ра­пать по­верх­ность рас­се­и­ва­те­ля или за­щит­но­го сте­к­ла, умень­шая его про­зрач­ность.
При за­ме­не лам­пы не сле­ду­ет при­ка­сать­ся ру­ка­ми к кол­бе. Жировые пят­на, ос­та­ю­щи­е­ся на по­верх­но­сти, при на­гре­ва­нии за­мут­ня­ют кол­бу. В даль­ней­шем сте­к­ло мо­жет трес­нуть из-за тер­ми­че­ских на­пря­же­ний.
Пос­ле за­ме­ны ламп же­ла­тель­но вос­ста­но­вить гер­ме­тич­ность фар.
При­чи­ной сни­же­ния си­лы све­та мо­жет быть не­на­деж­ность элек­т­ри­че­ских кон­та­к­тов. На­и­бо­лее ча­с­тая не­ис­прав­ность — кор­ро­зия в ме­с­те кон­та­к­та про­во­да мас­сы с ме­тал­ли­че­ским кор­пу­сом фа­ры или ку­зо­вом.
Не сле­ду­ет ус­та­на­в­ли­вать в фа­ру лам­пы с мощ­но­стью, зна­чи­тель­но пре­вы­ша­ю­щей ре­ко­мен­ду­е­мую. Не­до­пу­с­ти­мо при­ме­нять лам­пы, для нее не пред­на­зна­чен­ные, с ис­поль­зо­ва­ни­ем раз­лич­ных адап­теров. Это при­ве­дет к ос­ле­п­ле­нию встреч­ных во­ди­те­лей из-за боль­шей яр­ко­сти и на­ру­ше­ния ус­та­нов­ки све­та.
Кро­ме то­го:
уве­ли­чи­ва­ет­ся ве­ро­ят­ность пе­ре­го­ра­ния спи­ра­ли лам­пы из-за пе­ре­гре­ва;
воз­мож­но оп­ла­в­ле­ние пла­ст­мас­со­вых де­та­лей и рас­тре­с­ки­ва­ние сте­кол;
по­вы­шен­ный ток мо­жет при­ве­с­ти к по­вре­ж­де­нию кон­та­к­тов и изо­ля­ции.
До пе­ре­обо­ру­до­ва­ния под га­зо­раз­ряд­ные лам­пы сле­ду­ет оп­ре­де­лить по­с­лед­ст­вия, свя­зан­ные с су­ще­ст­вен­ным из­ме­не­ни­ем кон­ст­рук­ции ав­то­мо­би­ля (см. Пра­ви­ла до­рож­но­го дви­же­ния). По мне­нию спе­ци­а­ли­стов, это не­до­пу­с­ти­мо, так как вы­пол­нить все обя­за­тель­ные ус­ло­вия ус­та­нов­ки пра­к­ти­че­ски не­воз­мож­но.
При­ме­не­ние пла­ст­мас­со­вых за­щит­ных кол­па­ков не­же­ла­тель­но, так как они:
бы­ст­ро те­ря­ют про­зрач­ность из-за низ­кой аб­ра­зив­ной стой­ко­сти ма­те­ри­а­ла;
да­же но­вые умень­ша­ют си­лу све­та при­мер­но на­по­ло­ви­ну;
де­ла­ют ука­за­тель по­во­ро­та в блок-фа­ре тру­д­но­раз­ли­чи­мым;
су­ще­ст­вен­но ухуд­ша­ют ох­ла­ж­де­ние фар.

1 “Ксеноновые” газоразрядные лампы стали применяться с 1992 года. Сегодня многие крупные производители устанавливают их как стандартное оборудование автомобилей.
2 Цветовая температура это спектральная характеристика излучения источника света. Солнце имеет световую температуру около 5000—6000 град. Чем ближе цветовая температура лампы к этой величине, тем ближе спектр источника излучения к солнечному свету.
Цветовой диапазон газоразрядных ламп ограничен в Правилах ЕЭК ООН № 99 диапазоном 3500-5000К.
Увлекаться источниками света с цветовой температурой выше 5000К не стоит, так как восприятие глазами света с такой цветовой температурой заметно хуже по сравнению с 4300К.
С одной стороны ослепление прямым светом с высокой цветовой темературой ощутимо сильнее, с другой стороны отражается такой свет от мокрой дороги плохо, что сильно снижает видимость дороги и отрицательно влияет на безопасность дорожного движения.
3. Письмо ФГУП НИИАТЭ об эффективности использования газоразрядных ламп в фарах, предназначенных для галогеновых ламп.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector