Рулевое управление Шевроле Нива — с механической связью и гидроусилителем. Рулевой механизм типа «винт — шариковая гайка — сектор» с распределительным клапаном. Рулевая трапеция образована тремя рулевыми тягами (одна средняя и две боковых), сошкой, маятниковым рычагом и рычагами поворотных кулаков.
Боковые тяги состоят из двух наконечников, соединенных резьбовой разрезной муфтой. На внутреннем (коротком) наконечнике — правая резьба, на наружном — левая.
На соединительной муфте резьба также разного направления, поэтому при ее поворачивании длина боковой тяги увеличивается или уменьшается, что нужно для регулировки схождения колес.
Муфта фиксируется на наконечниках стяжными хомутами. На концах рулевых тяг находятся шаровые шарниры. Их пальцы имеют конусную посадку в поворотных рычагах и зафиксированы гайками со шплинтами.
Кронштейн маятникового рычага прикреплен к правому лонжерону двумя болтами с самоконтрящимися гайками. В корпусе кронштейна установлены два подшипника, в которых вращается ось маятникового рычага.
В систему гидроусилителя руля входят: лопастной насос, бачок для рабочей жидкости, радиатор для охлаждения рабочей жидкости, шланги подвода и отвода жидкости и рулевой механизм.
Рис.39. Рулевой механизм (редуктор) в сборе с приводом
1 — сошка; 2 — средняя тяга; 3 — маятниковый рычаг; 4 — внутренний наконечник тяги; 5 — регулировочная муфта; 6 — нижняя шаровая опора; 7 — поворотный рычаг; 8 — верхняя шаровая опора; 9 — наружный наконечник тяги; 10 — стяжной хомут; 11 — правый лонжерон; 12 — кронштейн маятникового рычага; 13 — гайка; 14 — подшипник; 15 — ось рычага; 16 — верхняя крышка картера; 17 — картер рулевого механизма; 18 — уплотнитель; 19 — вал винта; 20 — промежуточный вал; 21 — кронштейн вала; 22 — верхний вал; 23 — рулевое колесо; 24 — левый лонжерон
Рулевой механизм Шеви Нива прикреплен тремя болтами с самоконтрящимися гайками к левому лонжерону. Насос ГУР закреплен на кронштейне с левой стороны двигателя. Вал насоса ГУР приводится во вращение ремнем от шкива привода вспомогательных агрегатов.
Гидравлическая жидкость из бачка подается насосом под высоким давлением к распределителю, расположенному в рулевом механизме и механически соединенному с валом рулевой колонки.
При повороте рулевого колеса распределительный клапан соединяет одну из полостей силового цилиндра с нагнетательной магистралью насоса гидроусилителя руля, а другую полость — со сливом.
Силовой цилиндр преобразует перепад давлений в дополнительное усилие, воздействующее через гайку-поршень на сектор сошки рулевой трапеции и далее на передние колеса.
Из полости слива жидкость по шлангу поступает к радиатору гидроусилителя руля, где происходит ее охлаждение. Далее гидравлическая жидкость поступает в бачок. При отказе усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но при этом увеличивается усилие на рулевом колесе.
Р ис.40. Гидроусилитель рулевого управления ВАЗ-2123 Нива
1 — насос гидроусилителя рулевого управления; 2 — уплотнительная шайба; 3 — болт-штуцер; 4 — шланг высокого давления; 5 — подводящий шланг насоса; 6 — радиатор ГУР; 7 — шланг отвода жидкости из радиатора; 8 — крышка бачка; 9 — бачок; 10 — хомут; 11 — шланг подвода жидкости к радиатору; 12 — рулевой механизм
Рулевой вал — двухзвенный, состоит из верхнего вала рулевого управления и промежуточного. Верхний вал вращается на двух подшипниках, установленных в трубе кронштейна вала. На верхнем шлицевом конце вала самоконтрящейся гайкой закреплено рулевое колесо.
Промежуточный вал имеет на концах карданные шарниры с разрезными шлицевыми наконечниками, стягиваемыми болтами; нижний соединен с валом винта рулевого механизма, верхний — с верхним рулевым валом.
Травмобезопасность рулевого управления обеспечивается складыванием рулевого вала за счет карданных шарниров и особого крепления кронштейна рулевого вала.
Снятие боковой рулевой тяги Шевроле Нива
– Вывешиваем и снимаем колесо. Для снятия правой боковой тяги поворачиваем руль до упора влево.
– Вынимаем шплинт и отворачиваем гайку крепления боковой рулевой тяги к рычагу поворотного кулака.
– Съемником выпрессовываем шаровой палец из рычага.
– При от сутствии съемника гайку отворачиваем не до конца, вставляем монтажную лопатку в распор между боковой тягой и рычагом поворотного кулака и молотком наносим удары по торцу рычага.
– Шаровой палец рулевой тяги из рычага так же можно выпрессовать, нанеся резкий удар снизу обратной стороной молотка по рычагу поворотного кулака вблизи шарнира.
– Вынимаем шаровой палец из проушины рычага поворотного кулака.
– Съемником выпрессовываем шаровой палец тяги из маятникового рычага.
– Вынимаем правую боковую тягу. Аналогично снимаем левую боковую рулевую тягу.
– Устанавливаем боковую тягу так, что бы к рычагу поворотного кулака крепился длинный на конечник.
– Заменив рулевую тягу, проверяем схождение колес.
Замена грязезащитных колпачков и наконечников рулевых тяг
– Грязезащитные колпачки и наконечники рулевых тяг ВАЗ-2123 Нива можно заменить не снимая их. Для на глядности эти операции выполняем на снятой тяге.
– Для замены грязезащитного колпачка сбиваем его выколоткой. Очищаем шаровой шарнир от старой смазки и грязи.
– Если на шаровом пальце обнаружены следы коррозии и ощущается свободный ход пальца в корпусе, заменяем шаровой шарнир с наконечником рулевой тяги.
– Новый грязезащитный колпачок на прессовываем на корпус шарнира подходящим отрезком трубы, опираясь на металлическое кольцо колпачка.
– Перед заменой наконечника тяги замеряем расстояние между осями шарниров.
– Отворачиваем гайку стяжного болта хомута регулировочной муфты, удерживая болт ключом того же размера. Шлицевой отверткой разжимаем хомут.
– Удерживая трубным ключом регулировочную муфту, отворачиваем наконечник рулевой тяги (в качестве рычага используем трубу, надетую на шаровой палец).
– Собираем тягу в обратной последовательности. Регулируем на конечники так, чтобы тяга осталась такой же длины, как до ремонта.
– После регулировки затягиваем стяжные хомуты на муфте. Заменив на конечники, проверяем схождение колес.
Снятие средней рулевой тяги Шеви Нива
– Вынимаем шплинт и отворачиваем гайку крепления средней тяги к маятниковому рычагу.
– Вильчатым съемником выпрессовываем шаровой палец средней рулевой тяги из отверстия маятникового рычага.
– Палец так же можно выпрессовать, на неся снизу (вблизи шарнира) резкий удар зубилом с притупленным концом по маятниковому рычагу.
– Вынимаем шаровой палец из проушины маятникового рычага.
– Аналогично выпрессовываем шаровой палец тяги из рулевой сошки трапеции. Вынимаем среднюю тягу.
– Тягу при установке на автомобиль ориентируем так, чтобы ее продольная ось на ходилась впереди осей шарниров.
– Палец левого шарнира (вставляемый в отверстие сошки рулевой трапеции) помимо вращения, может качаться (в отличие от правого).
– Устанавливаем среднюю тягу в обратной последовательности.
Снятие рулевой колонки Шевроле Нива
– Устанавливаем передние колеса в положение прямолинейного движения автомобиля. Снимаем рулевое колесо.
– Снимаем подрулевые переключатели. Отсоединяем от выключателя зажигания колодку жгута проводов и колодку проводов катушки АПС.
– Отворачиваем гайку стяжного болта крепления наконечника нижнего карданного шарнира промежуточного вала к валу винта рулевого механизма, удерживая болт от проворачивания ключом того же размера. Вынимаем стяжной болт.
– Два болта переднего крепления кронштейна вала рулевого управления к кузову имеют срезные головки.
– Нанося удары зубилом по голов кам болтов, ослабляем их затяжку и пассатижами отворачиваем болты.
– Отворачиваем две гайки заднего крепления кронштейна и опускаем рулевую колонку.
– Разжав отверткой разрезной наконечник карданного шарнира растягиваем вал со шлицев вала винта рулевого редуктора.
– Для снятия промежуточного вала отворачиваем гайку болта крепления наконечника карданного шарнира промежуточного вала к верхнему валу рулевого управления, удерживая болт от проворачивания ключом того же размера.
– Вынимаем болт. Стягиваем наконечник карданного шарнира со шлицев верхнего вала рулевого управления.
Прокачка системы гидроусилителя руля
Прокачка системы гидроусилителя руля ВАЗ 2123 Нива необходима при замене жидкости, а так же для удаления воздуха, попавшего в гидропривод при ремонте или замене отдельных узлов системы.
Для прокачки гидросистемы открываем крышку бачка ГУР и доливаем жидкость до нижней отметки на указателе крышки бачка. Пускаем двигатель и на холостом ходу проверяем уровень жидкости в бачке.
При падении уровня жидкости доливаем ее до нижней от метки. Несколько раз поворачиваем рулевое колесо влево и вправо до упора, следя при этом, чтобы уровень жидкости в бачке ГУР находился на нижней отметке.
Снимаем защитный резиновый колпачок с прокачного штуцера. Прокачной штуцер расположен на крышке рулевого механизма. Надеваем на головку штуцера прозрачный шланг, опустив его свободный конец в сосуд.
Отворачиваем штуцер на 1/2 оборота. При появлении в шланге сплошной струи жидкости заворачиваем штуцер. Возвращаем управляемые колеса в положение прямолинейного движения автомобиля и даем поработать двигателю еще две-три минуты.
Нормальная работа ГУР не должна сопровождаться шумом. Вновь поворачиваем рулевое колесо до упора влево и вправо и при необходимости доливаем жидкость в бачок до нижней от метки.
После прогрева и стабилизации температуры рабочей жидкости ее уровень должен находиться на верхней от метке, а в холодном состоянии не опускаться ниже отметки минимального уровня.
Снятие рулевого механизма (редуктора)
– Вынимаем болт крепления на конечника нижнего карданного шарнира промежуточного вала рулевого управления к валу винта рулевого редуктора Шевроле Нива.
– Вывешиваем и снимаем левое колесо. Выпрессовываем из отверстий сошки шаровые пальцы тяг: средней и боковой.
– Отводим боковую тягу вниз. Отворачиваем болт-штуцер крепления наконечника шланга высокого давления и вынимаем болт-штуцер.
– На конечник с двух сторон уплотнен медными шайбами. Аналогичное уплотнение имеет и наконечник шланга подвода жидкости к радиатору.
– Отворачиваем болт-штуцер крепления наконечника шланга подвода жидкости к радиатору и вынимаем болт-штуцер. Соединение уплотнено медными шайбами.
– Отворачиваем гайку болта крепления картера рулевого механизма к левому лонжерону, удерживая болт от проворачивания ключом того же размера.
– Вынимаем болт. Аналогично отворачиваем и вынимаем два других болта крепления картера рулевого механизма.
– На каждом болте между лонжероном и корпусом рулевого механизма установлено по одной шайбе.
– Приподнимая рулевой механизм, выводим шаровой палец средней рулевой тяги из отверстия в сошке и снимаем рулевой редуктор.
– В отверстие, расположенное в щитке передка, через которое проходит вал винта, вставлен резиновый уплотнитель.
– Устанавливаем рулевой механизм в обратной последовательности, не затягивая полностью гайки болтов крепления картера.
– Крепим среднюю и боковую рулевые тяги к сошке, а вал винта рулевого механизма — к промежуточному валу рулевого управления. Помощник поворачивает рулевое колесо два-три раза вправо и влево до упора.
– При этом проверяем самоустановку узлов рулевого управления на штатных местах.
– Затягиваем гайки болтов крепления рулевого редуктора окончательно.
– Прокачиваем систему ГУР.
Снятие насоса гидроусилителя руля
– Снимаем защиту поддона картера и брызговики моторного отсека.
– Снимаем ремень привода вспомогательных агрегатов. Откачиваем жидкость из бачка насоса ГУР Шевроле Нива.
– Вставив стержень отвертки враспор между головками двух болтов крепления шкива насоса гидроусилителя руля, стопорим шкив от проворачивания и по очереди ослабляем затяжку трех болтов крепления шкива к фланцу насоса.
– Отворачиваем болты. Снимаем шкив насоса гидроусилителя руля Шеви Нива.
– Подставляем емкость для слива жидкости из шлангов и насоса гидроусилителя руля.
– Ослабляем затяжку хомута крепления подводящего шланга насоса ГУР и снимаем шланг с патрубка насоса.
– Отворачиваем болт-штуцер крепления наконечника шланга высокого давления и вынимаем болт-штуцер.
– Наконечник шланга уплотняется с двух сторон медными шайбами.
– Отворачиваем болты нижнего и верхнего креплений пластины насоса ГУР.
– Тем же инструментом отворачиваем болт нижнего крепления насоса к кронштейну масляного фильтра.
– Отворачиваем болт верхнего крепления насоса. Отводя насос вперед, снимаем его вместе с пластиной.
– При этом болт верхнего крепления насоса гидроусилителя руля остается в отверстии кронштей на масляного фильтра, так как его извлечению препятствует масляный фильтр. Отворачиваем три болта крепления пластины к насосу гидроусилителя руля и снимаем пластину.
– Устанавливаем насос гидроусилителя рулевого управления в обратной последовательности.
– Удаляем воздух из гидросистемы рулевого управления.
Снятие радиатора ГУР Нива ВАЗ-2123
– Снимаем воздушный фильтр. Снимаем передний бампер.
– Подставляем под трубки радиатора ГУР емкость для слива жидкости.
– Крестообразной отверткой ослабляем хомут крепления шланга на трубке радиатора и снимаем шланг с трубки.
– Во избежание утечки жидкости из шланга вставляем в его отверстие заглушку.
– Снимаем шланг с другой трубки радиатора и вставляем в него заглушку.
– Отворачиваем гайку скобы крепления трубок радиатора ГУР к кронштейну и снимаем скобу.
– Под скобой на трубках установлены разрезные резиновые кольца.
– Отворачиваем по два болта верхнего и нижнего креплений радиатора гидроусилителя к кронштейнам балки переднего бампера.
– Снимаем радиатор гидроусилителя руля.
– Установку радиатора проводим в обратной последовательности.
Устройство рулевого управления автомобиля «Шевроле-Нива» показано на рис. 5-1, 5-2, 5-3.
Рис. 5-1. Рулевой механизм в сборе с приводом:
1 – боковая тяга;
2 – сошка;
3 – средняя тяга;
4 – маятниковый рычаг;
5 – регулировочная муфта;
6 – нижний шаровой шарнир подвески;
7 – правый поворотный кулак;
8 – верхний шаровой шарнир подвески;
9 – рычаг правого поворотного кулака;
10 – кронштейн маятникового рычага;
11 – рулевой механизм;
12 – лонжерон кузова.
Рис. 5-2. Элементы рулевой колонки:
1 – промежуточный вал с шарниром;
2 – карданный шарнир;
3 – болт стяжной;
4 – верхний кожух;
5 – выключатель зажигания;
6 – рулевое колесо;
7 – вал рулевого управления;
8 – рычаг регулировки наклона рулевой колонки;
9 – уплотнительное кольцо;
10 – нижний кожух;
11 – кронштейн рулевой колонки.
Рис. 5-3. Система гидроусилителя рулевого управления:
1 – масляный насос гидроусилителя рулевого управления;
2 – теплообменник;
3 – прокладка 2108-3512115;
02.04.2016 16:59 – дата обновления страницы
Наши дополнительные сервисы и сайты:
e-mail:
[email protected]
icq:
skype:
телефон
+79173107418
г. С аратов
Полезные ссылки
поддержка проекта:
разместите на своей странице нашу кнопку! И мы разместим на нашей странице Вашу кнопку или ссылку. Заявку прислать на e-mail
SANTEKS ECO
Кислотный очиститель
Область применения:
Очистка кораблей, наружная мойка железнодорожных вагонов, диски колёс, баки и ёмкости, санитарные помещения, кухни, пищевые производства.
В разбавленном состоянии пригодно для очистки металла, пластика, хромированных поверхностей, нержавейки, акриловых поверхностей, гранита и т.д. не повреждая их.
Свойства:
Водорастворимые кислоты с приятным ароматом, очищающие металлические и пластиковые поверхности.
Эффективно удаляет застарелые загрязнения известкового характера, накипь и ржавчину.
Средний уровень пенообразования.
Способ применния:
Нанести раствор на поверхность. Выдержать несколько минут.
Применяя чистящие приспособления очистить поверхность от загрязнений.
Очистить поверхность чистой водой.
Описание:
Полностью растворимая в воде жидкость желтоватого цвета с лёгким ароматом.
Состав:
Рулевое управление автомобиля Нива
Устройство рулевого управления автомобиля ВАЗ- 2123 показано на рис. 5-1, 5-2, 5-3.
Рис. 5-1. Рулевой механизм в сборе с приводом: 1 – боковая тяга; 2 – сошка; 3 – средняя тяга; 4 – маятниковый рычаг; 5 – регулировочная муфта; 6 – нижний шаровой шарнир подвески; 7 – правый поворотный кулак; 8 -верхний шаровой шарнир подвески; 9 – рычаг правого поворотного кулака; 10 – кронштейн маятникового рычага; 11 – рулевой механизм; 12 – лонжерон кузова
Рис. 5-2. Элементы рулевой колонки: 1 – промежуточный вал с шарниром; 2 – карданный шарнир; 3 – болт стяжной; 4 – верхний кожух; 5 – выключатель зажигания; 6 – рулевое колесо; 7 – вал рулевого управления; 8 – рычаг регулировки наклона рулевой колонки; 9 – уплотнительное кольцо; 10 – нижний кожух; 11 – кронштейн рулевой колонки
Рис. 5-3. Система гидроусилителя рулевого управления: 1 – масляный насос гидроусилителя рулевого управления; 2 – прокладка; 3 – болт; 4 – шланг высокого давления; 5 – шланг подводящий, 6 – крышка с указателем уровня жидкости; 7 – масляный бак; 8 – винтовой хомут; 9 – рулевой механизм; 10 – шланг низкого давления
ОСМОТР И ПРОВЕРКА РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
При появлении неисправностей в рулевом управлении (стуки, повышенный свободный ход рулевого колеса или, наоборот, его тугое вращение и т. д.) осмотрите детали рулевого управления. Осмотр проводите на эстакаде или смотровой канаве в следующем порядке.
Очистите от загрязнения детали рулевого привода и картер рулевого механизма. Установите колеса в положение, соответствующее движению по прямой.
Поворачивая рулевое колесо в обе стороны, убедитесь в том, что:
– свободный ход рулевого колеса не превышает 5° (при замере по ободу колеса не более 18-20 мм). При выполнении этой операции пользуйтесь приспособлением 67.8720.9501;
– в шарнирах, соединениях и рулевом механизме не возникает стуков;
– крепление картера рулевого механизма и кронштейна маятникового рычага прочно (при необходимости подтяните резьбовые соединения);
– в шаровых шарнирах тяг и в кронштейне маятникового рычага отсутствует свободный ход, а вал червяка не перемещается в осевом направлении;
Поворачивая регулировочные муфты боковых тяг, убедитесь в надежности затягивания их хомутов.
Проверьте состояние шаровых шарниров и защитных колпачков, как указано ниже.
Проверка шаровых шарниров рулевых тяг
Прежде всего проверьте перемещение наконечников тяг вдоль оси пальцев. Для этого, используя рычаг и опору, переместите наконечник параллельно оси пальца.
Осевое перемещение наконечника относительно пальца должно быть 1 – 1,5 мм. Такое перемещение свидетельствует о том, что вкладыш пальца не заклинен в гнезде наконечника тяги и перемещается вместе с пальцем, сжимая пружину. Шарнир с заклиненным вкладышем замените.
Поворачивая рулевое колесо в обе стороны, на ощупь проверьте отсутствие свободного хода в шарнирах рулевых тяг. Если ощущается свободный ход в шаровом шарнире, замените наконечники тяги или рулевую тягу в сборе.
Проверьте состояние защитных колпачков шаровых шарниров рулевых тяг.
Если защитные колпачки в хорошем состоянии и обеспечивают чистоту внутри шарниров, то срок службы последних практически неограничен. При попадании в шарнир влаги, пыли и т. д. происходит преждевременный износ его деталей.
Колпачок необходимо заменить, если он имеет трещины, разрывы, а также если смазка проникает наружу при сдавливании его пальцами.
Моющие средства