Схема подключения коммутатора 3734

Коммутатор 036.3734 поставляется в старооскольском комплекте бесконтактной системы зажигания. Говорила мама — не бери комплектом! Но тогда мне было пофиг… я перегонял своего первого ежа, а его контактная система зажигания парила мозги, вот пришлось по быстрому взять комплектик и воткнуть. На да, собственно вполне рабочий комплект… вот уже на второй машине живет…

Коммутатор этот мне сразу не понравился. А через месяц у него покоробилась от перегрева пластиковая крышка и отклеилась. Приклеил на герметик. Этим летом, когда было 35 градусов жары, в пробках на машине появлялись признаки кончины бензина — на ХХ начинала вдруг дрыгаться и глохнуть, при попытке ехать начинала скакать как лошадь, приходилось давить тапку в пол и пытаться хоть как-то съехать с дороги. Грешил на бензонасос. Поменял. Поменял бензошланги, хомуты, протянул все. Не помогало. Что только не делал. Потом вдруг заметил, что в периоды такого поведения показания тахометра на соответствуют оборотам двигателя, а при выезде из пробки, по мере остывания подкапотки, обороты постепенно подрастали, а симптомы постепенно исчезали. Поэтому стало чевидно, что дело в коммутаторе. И при очередных симптомах вылез, открыл капот, глянул коммутатор… он был раскаленный как утюг!

В общем настало время обзавестись запасным коммутатором. Т.е. поставить нормальный коммутатор, а этот положить в запас на всякий пожарный. Вот он, старый коммутатор:

Новый взял "легендарный" коммутатор ВТН 0529.3734 (www.vtnauto.com/ru/0529.html). Неубиваемый коммутатор, современная элементная база, "защита от дурака", служит годами, переживает не одну машину.

Внимательный читатель заметит, что жгут зажигания тоже не из комплекта. Так и есть. В комплекте жгут страшненький. Поэтому по случаю давно был заменен на "евро" версию, слегка доработанную — убрал поглубже проводки к катушке и перемотал изоленту на гофре:

Ну вот, засветил и катушку. Сухая катушка МЗАТЭ-2 3122.3705 (характеристики в каталоге www.ate2.ru/files/File/mzate2_2010_08_10.pdf), заменила бывшую в комлекте масляную 27.3705 в связи с переносом катушки из неудобного и сырого места под площадкой АКБ на место посуше и повыше. Так как сухая катушка намного компактнее по размерам — для нее было легче выбрать местечко.

Старая катушка проработала два года и пошла в запас в багажник. И в жару успешно лишилась масла перепачкав половину багажника, за что была отправлена на свалку.

Таким образом от начального комплекта БСЗ остался только трамблер. Поэтому прежде, чем покупать комплект — 1001 раз подумайте — стоит ли? Да, комплектом получается чутка дешевле. Но качество…

Ну это мы углубились в старые ненаписанные отчеты. Возвращаемся к коммутатору. Ибо менялся только он и больше ничего не трогалось вообще. Даже не прикасался. Скажу так — ничего из системы зажигания не давало такого значительного эффекта! Даже замена старой КСЗ на новую БСЗ. В поведении машины мало что тогда изменилось, кроме того что перестала капризничать при заводке. Работала и ездили одинаково. А вот с этим коммутатором произошло то, чего я никак не ожидал на, в принципе, исправной машине:
1. Заводиться стала чуть быстрее, просадка напряжения от работы стартера практически не влияет на запуск.
2. Двигатель стал работать тише, мягче, намного более приятный урчащий звук, что на холостых, что на любых оборотах.
3. Появились низы! Если раньше при маневрах в тесном дворе или парковке двигатель говорил "Не мучай меня!", то теперь мягко, довольно и басовито урчит и делает свое дело. Даже если трогаться на второй. Или ехать 15-20 кмч на 4й передаче.

Диктатор под напряжением

Качество первых коммутаторов было отвратительным — эдакие диктаторы-самодуры с непредсказуемым характером. Но теперь-то, наверное, порядок? Давайте посмотрим.

В погоне за энергией искрового разряда конструкторы сменили «жигулевскую» катушку зажигания на «восьмерочную», сопротивление которой ниже примерно на порядок. Это позволило увеличить ток разрыва — но не вдесятеро, а примерно вдвое. Закон Ома здесь ни при чем — протекающий ток искусственно ограничивает именно коммутатор. Иначе при подаче на катушку полного напряжения бортсети ток превысил бы расчетный примерно втрое — бедняжка просто сгорит!

Дело в том, что система зажигания должна спокойно работать в широком диапазоне напряжения питания, которое может значительно понижаться — например, при пуске мотора. И если вместо 14 В останется 8, энергия искры заметно уменьшаться не должна. Поэтому коммутаторы «восьмерок» не просто заменяют механический прерыватель полупроводниковым, а еще и думают, плавно наращивая ток разрыва по сигналу датчика Холла до определенного фиксированного уровня. Какого? А вот здесь и может возникнуть та самая разница, которую мы хотим поймать!

На практике токи разрыва в разных коммутаторах отличаются на десятки процентов! Интересно, как на это отреагирует живой двигатель? Неужели ему все это безразлично: мол, искра проскочила — и ладно.

Для экспертизы столичные прилавки предложили нам десять коммутаторов — российских, украинских и немецких. Разброс цен фантастический: от 180 до 1675 руб.! Внешний вид — по большей части убогий: похоже, коммутаторы уже перекочевали в разряд расходников, вместе с гайками и хомутами. Явно выделяется симпатичный «Беру» — так за него и выложили столько, сколько за остальных, вместе взятых. Но пусть свое мнение выскажет двигатель — карбюраторный ВАЗ-21083.

Читайте также:  Чем приклеить резинку на лобовом стекле

Программа испытаний и основные термины приведены в «Нашей справке». Каждый из трех основных этапов увенчан таблицей результатов. Поскольку эталон поведения коммутатора в данном случае никакими стандартами не задан, все 10 изделий сопоставляли друг с другом. В качестве отправной точки взяли параметры одного из коммутаторов, выбранного случайно: конкретно — № 2. Итоги сведены в табл. 4.

БЕЗ ЦАРЯ В ГОЛОВЕ

Хотя обошлось без брака, в целом экспертиза расстроила. Фактически она вновь подтвердила, что ни цена товара, ни его внешний вид, ни торговая марка не гарантируют достойное качество. Пример — изделия фирмы-победителя: образец той же компании. занял последнее место! Да и в середине таблицы — «те же лица». А ведь речь идет о простеньком товаре, который «клепают» миллионами — и очень давно.

Можно, конечно, сказать, что «эпоха междуцарствия» закончилась, а потому не стоит драматизировать. Только дело-то не в «диктаторах-коммутаторах», а в тех, кто их порождает. Вряд ли они переродятся с приходом нового «царя»!

ПРОГРАММА ИСПЫТАНИЙ КОММУТАТОРОВ

1. Замер параметров двигателя при его работе с различными коммутаторами при напряжении в бортовой сети 14,2 В.

2. Замер крутящего момента двигателя при частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин и ступенчатом понижении напряжения в бортовой сети вплоть до полного прекращения работы.

3. Замер напряжения полного прекращения работы двигателя на фиксированном режиме.

Параметр мощности — среднее изменение мощности на всех замеренных точках внешней скоростной характеристики по отношению к базовому комплекту.

Параметр экономичности — среднее изменение удельного расхода топлива на всех замеренных точках нагрузочных характеристик по отношению к базовому комплекту.

Параметры токсичности — средние изменения содержания токсических компонентов по отношению к базовому на всех точках нагрузочных характеристик.

Усредненный моторный показатель — взвешенная сумма параметров мощности и экономичности с весовыми коэффициентами: 0,3 — для мощности и 0,7 — для экономичности.

Усредненный показатель токсичности — взвешенная сумма параметров токсичности по четырем компонентам.

Усредненный комплексный показатель — взвешенная сумма усредненного моторного показателя и усредненного показателя токсичности с весовыми коэффициентами: 0,7 и 0,3 соответственно.

ВТН 761.3734, Украина

Ориентировочная цена — 250 руб.

Это — не брак: просто почти во всех испытаниях другие коммутаторы показали более высокие показатели — и по напряжению, и по расходу, и по токсичности. А когда все остальные лучше, последнее место закономерно.

+ Принадлежность к популярному «бренду».

— Последнее место усугубляется отсутствием упаковки.

Ориентировочная цена — 345 руб.

Престижная, казалось бы, покупка ничем себя не оправдала. За деньги, на которые можно было купить пару российских изделий, мы получили средний результат в моторном тесте и последние места при снижении напряжения. Кстати, где упаковка?

+ Удовольствие от обладания немецким изделием.

— Особенно боится пониженного напряжения питания.

HUCO 13.8090, Германия

Ориентировочная цена — 780 руб.

На коробке написано: HUCO, а на ярлычке — HUGO. Впрочем, какая разница: во всех испытаниях дорогущий «немец» занял восьмое место, а потому рекомендовать его решительно не за что. К одежке претензий нет, а остальное — увы.

+ Хорошо смотрится на витрине.

— Завышенная цена, не подкрепленная параметрами.

BERU ZM 010, Германия

Ориентировочная цена — 1675 руб.

Кроме старого анекдота про новых русских, пытающихся купить один и тот же пиджак как можно дороже, никакие комментарии на ум не приходят. Будь этот коммутатор хоть лучшим — и то стоило бы подумать, нужен ли такой. А середнячка — нет, не надо.

ВТН 3640.3734, Украина

Ориентировочная цена — 260 руб.

Невзрачный на вид, этот коммутатор оказался лучшим при ступенчатом снижении напряжения бортсети — с ним средний крутящий момент двигателя был наивысшим. А вот моторный цикл перенес неважно — второе место от конца.

+ Лучше других переносит пониженное напряжение питания.

— Неважные моторные показатели, отсутствие упаковки.

ВТН 3620.3734, Украина

Ориентировочная цена — 260 руб.

Родственник № 6 явно имеет схожую электронную начинку — этот коммутатор тоже хорошо себя проявил при пониженном напряжении питания. А в ходе моторного теста обосновался в середине таблицы, что и позволило подняться на ступеньку выше.

+ Неплохо работает при пониженном питании.

ВТН 0529.3734, Украина

Ориентировочная цена — 275 руб.

Снова представитель ВТН, но уже в ином обличье. Второе место при испытаниях на предельное напряжение питания: сохранял работоспособность даже при 6,4 В. Четвертое место — в моторном цикле. В общем же — результат немногим выше среднего уровня.

АТЭ 76.3734 РВТ-GF30, Россия

Ориентировочная цена — 380 руб.

С этим изделием мотор выдал самый значительный момент. По восприятию пониженного напряжения питания — чемпион: будет работать до 5,9 В! В общем, все очень пристойно, но отсутствие упаковки для столичного предприятия — моветон.

+ Лучше всех переносит низкое напряжение в бортсети.

— Дороговато. И где упаковка?

АТЭ 76.3734, Россия

Ориентировочная цена — 180 руб.

По техническим показателям — одно из лучших изделий, а по экономичности — чемпион. Цена — самая привлекательная из всех! Низкое напряжение питания недолюбливает, но в целом — очень достойное изделие. Еще бы упаковку фирменную…

Читайте также:  Замена телевизора ваз 2110 своими руками

+ Самая низкая цена и отменная совокупность параметров.

ВТН 0729.3734, Украина

Ориентировочная цена — 290 руб.

Единственное изделие от ВТН, продаваемое в упаковке, в итоге оказалось абсолютным лидером. Победа в моторном цикле, хорошие результаты при пониженном напряжении — в общем, уверенное первое место.

+ Наконец-то внешний вид соответствует техническим характеристикам.

— Цена завышена: серебряный призер гораздо дешевле.

Ремонт Ваз 2108 2109 21099

Пятница, Июль 10th, 2015

Схему зажигания Ваз 2109 должен знать каждый его владелец. Не зная этой схему, Вы не сможете завести автомобиль в случае проблем с зажиганием. Тем более, что схем эта элементарно простая.
На Ваз 2109 установлена бесконтактная система зажигания. Состоит он из следующих узлов: коммутатор, катушка зажигания, трамблер, датчик Холла, высоковольтные провода и свечи. Задача системы зажигания — своевременная, циклическая подача искры в цилиндры двигателя.
Рассмотрим подробно как работает схема заж

Схема зажигания Ваз 2109

игания Ваз 2109: подача питания на систему зажигания осуществляется через реле. Пока ключ не будет в положении зажигания, реле не включится и не подаст питание на схему. Как только ключ повернут система зажигания запитывается. Питание +12В с аккумулятора подается на контакт Б катушки зажигания, 4-й контакт коммутатора. Датчик Холла запитывает сам коммутатор.
Обратите внимание, что реле зажигания питается через монтажный блок, и если будет плохой контакт в разъемах Ш1,Ш8 или по какой-то причине окиснет или сгорит дорожка, система зажигания не будет запитана и Ваз 2109 не будет заводиться.
Чтобы искра начала формироваться необходимо провернуть коленчатый вал двигателя. Вместе с ним провернется и распределительный вал и датчик Холла подаст импульс на коммутатор. Коммутатор в свою очередь соединит контакт К катушки зажигания с массой, в результате чего на центральном проводе появится искра. Когда бегунок трамблера соединит центральный провод и провод ведущий на конкретный цилиндр двигателя искра проскочит на свече, воспламеняя горючую смесь. Двигатель заведется.
Когда необходимо заглушить двигатель, водитель с помощью поворота ключа в замке зажигания выключает реле, которое в свою очередь разбирает питание системы. Коммутатор, катушка зажигани становятся обесточены и перестают работать.
Наиболее частые неисправности системы зажигания Ваз 2109:
1) Выход из строя коммутатора.
2) Выход из строя датчика Холла.
3) Плохой контакт бегунка в трамблере.
4) Отсутствие питания системы зажигания Ваз 2109.
На Главную.

Проверка и замена коммутатора автомобиля ВАЗ-2109

Коммутатор типа 3620.3734 или 76.3734 размыкает цепь питания первичной обмотки катушки зажигания, преобразуя управляющие импульсы датчика в импульсы тока в катушке зажигания. Нельзя отсоединять разъем коммутатора при включенном зажигании – это может вызвать его повреждение (как и других компонентов системы зажигания).

При работе коммутатора выделяется большое количество тепла. Кроме того, масса коммутатора подсоединяется через его радиатор. Поэтому периодически очищайте радиатор коммутатора от пыли и грязи для улучшения теплоотдачи.

1. Отсоедините от клеммы «К» катушки зажигания коричневый провод с красной полосой (провод идет к контакту «1» коммутатора).

2. Подключите этот провод к контрольной лампе, рассчитанной на 12 В, мощностью 3 Вт. Другой контакт лампы подключите к клемме «К» катушки зажигания. Проверните двигатель стартером, при этом лампа должна замигать. Если лампа не загорается, замените коммутатор.

3. Для замены коммутатора отсоедините колодку с проводами от коммутатора зажигания, отжав отверткой пружинную скобу на колодке. Перед снятием коммутатора отсоедините провод от клеммы “ – ” аккумуляторной батареи.

4. Отверните две гайки крепления радиатора и снимите коммутатор с радиатором.

5. Установите новый коммутатор с радиатором в порядке, обратном снятию. Обратите внимание: под левой гайкой должен быть закреплен провод массы.

Данный метод проверки позволяет проверить, подает ли коммутатор управляющие импульсы на катушку зажигания. Более точную проверку (величину длительности и форму импульсов) коммутатора надо производить на специальном стенде.

Принцип работы коммутатора зажигания, какие виды бывают и как проверить неисправность

Характерной особенностью автомобиля можно считать его быстрое моральное старение, но долгую жизнь. Самое современное сегодня авто, как минимум через два года будет уже уступать другим, более новым, с улучшенными характеристиками, машинам. Но и сейчас на дорогах встречаются автомобили прошлого века. Поэтому не просто интересно, но порой и необходимо, знать хотя бы в общих чертах, что собой представляют подобные транспортные средства, их устройство, особенности, в том числе и такую вещь, как простой коммутатор зажигания, значительно изменивший возможности машины.

Что собой представляет и каков принцип работы коммутатора зажигания

Ещё на самых первых автомобилях для поджигания горючей смеси использовались системы батарейного зажигания, функциональная схема которой приведена на рисунке

Указанный рисунок позволяет понять, что ее работа основана на принципе самоиндукции. При разрыве цепи протекания тока в обмотке бобины 3, во вторичной наводится высоковольтная ЭДС, вызывающая появление искры на контактах свечи 2. Разрыв цепи вызывается размыканием контактов прерывателя 6.

Не касаясь достоинств или недостатков, следует отметить, что такая схема работала на автомобиле долгое время. И только появление новой элементной базы, дало толчок дальнейшему развитию подобного устройства, сохранив первоначальный принцип его работы.

Читайте также:  Мерзнет левая нога рено логан

Электронный коммутатор зажигания – следующий шаг в развитии

Самый простой и напрашивающийся вариант – использование транзисторных ключей для управления токами, протекающими через катушку зажигания. Так появился электронный коммутатор напряжения. Схема подобного простого устройства приведена ниже:

Коммутатор не влияет на первоначальный принцип работы, основанный на электромагнитной индукции. Роль электронных ключей, в качестве которых использованы транзисторы VT1 и VT2, заключается в том, чтобы уменьшить нагрузку на контакты прерывателя S1 и увеличить ток, протекающий через обмотку катушки L1. Следствием такого технического решения стало:

  • повышение надежности работы всей системы зажигания;
  • обеспечение возможности ее работы на больших оборотах двигателя и при высокой скорости движения;
  • повышение степени сжатия.

Каким может быть коммутатор системы зажигания

Приведенная выше схема коммутатора – лишь один из вариантов, как может быть реализовано устройство зажигания. Это выполняется с использованием:

  1. транзисторов;
  2. тиристоров:
  3. гибридных элементов;
  4. бесконтактных датчиков.

Транзисторная схема коммутатора рассмотрена выше, тиристорная схема использует накопление энергии в конденсаторе, а не в электромагнитном поле катушки зажигания. В ходе работы тиристорной системы, при поступлении управляющих сигналов, схема подключает заряженный конденсатор к обмоткам катушки, через которую он и разряжается, вызывая появление искры. Не касаясь достоинств и недостатков, которыми обладает та или иная схема, достаточно сказать, что любое подобное устройство обеспечивает значительное улучшение всех параметров системы зажигания, а коммутатор со временем вытеснил обычное батарейное зажигание.

Однако необходимо отметить и ещё один этап развития системы, и коммутатора в частности. Использование электронных компонентов и введение в конструкцию автомобиля коммутатора, позволило со временем отказаться от контактного прерывателя напряжения и заменить его бесконтактным датчиком. Такая система, в отечественных автомобилях, впервые была применена в машинах ВАЗ, в частности ВАЗ 2108. Подобный принцип работы, когда коммутатор получает сигналы от специального узла, на ВАЗ 2108 реализован с использованием датчика Холла.

При рассмотрении вариантов, каким может быть устройство коммутатора, нельзя обойти вниманием развитие самой системы зажигания. Основной принцип, который реализуется при ее построении – повышение надежности и эффективности работы всей системы. Достигается это применением микропроцессорных систем, использующих показания многочисленных датчиков. Для работы с такими системами требуется, как минимум, двухканальный коммутатор, а в последнее время и отдельная катушка, и коммутатор на каждую свечу.
Такой подход – двухканальный коммутатор (в дальнейшем и многоканальный) позволяет обеспечить:

  • более мощную искру;
  • исключение потерь в трамблере;
  • стабильный холостой ход;
  • улучшенный пуск при пониженной температуре;
  • снижение расхода топлива.

Стоит отметить, что двухканальный коммутатор позволяет избавиться от бегунка.

Как определить неисправность коммутатора зажигания

Введение в конструкцию автомобиля коммутатора зажигания, особенно на отечественных авто семейства ВАЗ, позволило повысить их надежность. И хотя первым серийным автомобилем с электронной системой зажигания был ВАЗ 2108, подобные устройства стали ставиться на многих других машинах, в первую очередь на классику. Однако использование такого достаточно сложного изделия привело к тому, что найти возникающую неисправность, а также проверить и отремонтировать коммутатор стало возможным по большей части только в условиях специализированных центров.
Внешними признаками, свидетельствующими, что появилась неисправность, могут быть:

  1. двигатель не заводится, искры на свечах нет;
  2. мотор заводится, но глохнет через несколько минут;
  3. мотор работает неустойчиво, если коммутатор заменить на заведомо исправный, дефект устраняется.

Самый простой способ выявить неисправность и проверить коммутатор, как уже отмечено, – установить заведомо исправный. Из-за достаточно низкого качества коммутаторов, поступающих на комплектацию автомобилей семейства ВАЗ, в том числе и ВАЗ 2108, водителям приходится возить с собой дополнительные коммутаторы для замены отказавшего. Однако существует и косвенный принцип оценки, позволяющий проверить работоспособность изделия и выявить его неисправность.

Для этого можно воспользоваться показаниями вольтметра в комбинации прибора. Надо включить зажигание, при этом стрелка установится посередине шкалы, а немного погодя качнется вправо (из-за отключения питания катушки при неработающем двигателе). Такое поведение стрелки свидетельствует, что неисправность в коммутаторе отсутствует.
В том случае, когда вольтметра нет, чтобы проверить зажигание, потребуется контрольная лампа. Один ее конец присоединяется на массу, другой – к выходу катушки, соединенному с клеммой 1 коммутатора. Если включить зажигание, то при исправном коммутаторе через некоторое время лампа станет гореть ярче.

Однако, в некоторых случаях, неисправность зажигания не связана с отказом коммутатора. Надо проверить состояние проводов, в первую очередь контакт с массой и состояние разъемов. Также необходимо проверить датчик Холла.

Появление в конструкции автомобиля, в том числе и отечественного ВАЗ 2108, коммутатора напряжения, явилось закономерным результатом развития системы зажигания. Дальнейшим ее улучшением стало использование сначала двухканальных, а затем многоканальных коммутаторов для повышения эффективности работы.

Оцените полезность статьи!

  • Почему скрипят тормозные колодки при торможении и что с этим делать
  • Замена опор двигателя на ВАЗ и других автомобилях
  • Авто напрокат: что необходимо знать при выборе
  • От чего зависит длина тормозного пути и по какой формуле ее можно рассчитать
  • Насколько хорошо вы разбираетесь в автомобильных эмблемах
  • Как снять наружный ШРУС и заменить порванный пыльник
  • Как самостоятельно заменить внутреннюю гранату на автомобилях ВАЗ
  • Колеса для вращения автомобиля на месте на 360 градусов
  • Через 3 года дизеля станут роскошью
  • Обзор самого дорогого Hyundai Solaris за всю историю
  • Тест-драйв Lamborghini Huracan от Михаила Петровского

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector