Тормозная система ваз 2110 схема контуров

Как устроена тормозная система ВАЗ 2110? Схема торможения автомобиля ВАЗ 2110 оснащена гидравлическим приводом, в который входят два контура. Как и большинство автомобилей, которые относятся к полноприводным, контуры торможения имеют включение, характерное для этих машин. Один контур объединяет в себе по одному сцеплению к колесам, которые находятся на обеих частях подвески. Они располагаются с двух сторон. Автомобиль имеет передние тормоза и задние тормоза.

1 – главный цилиндр гидропривода тормозов
2 – трубопровод контура «правый передний – левый задний тормоз»
3 – гибкий шланг переднего тормоза
4 – бачок главного цилиндра
5 – вакуумный усилитель
6 – трубопровод контура «левый передний – правый задний тормоз»
7 – тормозной механизм заднего колеса
8 – упругий рычаг привода регулятора давления
9 – гибкий шланг заднего тормоза
10 – регулятор давления
11 – рычаг привода регулятора давления
12 – педаль тормоза
13 – тормозной механизм переднего колеса

Устройство системы тормозов автомобиля ВАЗ

На передней подвеске находятся:

  • усилитель вакуумного типа;
  • показатель критического уровня;
  • тормоза дискового типа, которые оснащаются вентиляцией;
  • узлы суппортов, имеющие поршни;
  • система контроля за износом колодок;

На задней подвеске располагаются:

  • тормозной барабан;
  • колодки, действие которых управляется при помощи гидравлических поршней;
  • главный тормозной цилиндр.

Тормозной цилиндр предназначен для автоматического управления. Оно необходимо для контроля расстояния, отделяющего колодку и тормозной барабан. Главный тормозной цилиндр закреплен двумя шпильками к усилителю вакуумного типа. В верхней части ГТЦ выполняется крепление расширительного бачка. В крышке устанавливается датчик, оснащенный электронным устройством, он необходим для контроля за уровнем жидкости. Благодаря этому можно определить, когда потребуется ее замена.

Монтаж заглушки в верхнюю часть крышки устройства. Она оснащается пружиной, необходимой для того, чтобы возвращать конструкцию в стандартное положение. Конструкция ГКЦ двухконтурная. Поэтому в ней присутствуют поршни (их два). Они находятся в продольном положении.

Поршень имеет кольцо для уплотнения. В устройстве торможения он находится в соприкосновении со штоком. ВУТ 2110 располагается между узлом, который отвечает за педаль, и ГКЦ. Его крепление производится двумя шпильками. Конструкция усилителя неразборная, в случае выхода его из строя рекомендуется замена новым.

Для чего предназначен регулятор давления тормозов

Большинству владельцев ВАЗ 2110 это устройство знакомо под названием «колдун». При этом далеко не всем ясно, для чего оно нужно. Располагается регулятор давления тормозов на задней подвеске машины. Он оснащен рычагом, который имеет подвижное положение, в момент нагрузки на пружины он меняет статическое положение.

Возникающее напряжение распределяется на поршень системы. После нажатия на педаль поршень способствует уменьшению нагрузки в колодах задних колес. Если тормозная система работает нормально, все нагрузки распределяются равномерно. Для адекватной реакции регулятора необходима настройка, которая препятствует несвоевременной блокировке колес. Сбалансированная тормозная система нужна для соотношения времени блокировки колес автомобиля.

Тюнинг тормозной системы на ВАЗ 2110

Устройство плавающей скобы

Дисковый тормоз оснащен плавающей скобой, которая, в свою очередь, оснащена узлом перемещения и цилиндром, крепление их выполняется при помощи болтов. Монтаж или замена скобы выполняется в отверстия направляющих колодок, здесь же содержится жидкость. При помощи пружин производится прижимание колодок к разъемам направляющих. Это позволяет избежать самопроизвольного торможения.

Во внутреннюю колодку устанавливается электронный сигнализатор. Он также контролирует уровень состояния колодок. Если потребуется замена, система оповестит об этом владельца. Конструкция тормозного цилиндра ВАЗ 2110 суппорта имеет поршень. Он оснащается кольцом для уплотнения. Это позволяет фиксировать расположение колодок на нужном промежутке от диска. Упругость кольца позволяет это обеспечить. При необходимости осуществляется замена уплотнительного кольца.

Система тормозов ВАЗ 2110 включает стояночный тормоз. Работа механического привода обеспечивается тросами. Рычаг обеспечивает натяжение троса, он располагается в салоне. В свою очередь, трос крепится к уравнителю, им оснащено каждое колесо на задней подвеске.

Колеса на задней подвеске оснащаются рычагом, он приводит в действие колодки. Данное устройство необходимо для поворота распорной планки. Она приводит к блокировке тормозов. Зная устройство тормозной системы ВАЗ 2110, вы сможете лучше понять ее функции, осуществлять контроль за исправностью всех составных частей системы торможения, обеспечить ее качественную и бесперебойную работу.

На автомобиле ВАЗ-2110 применяются:

  • • рабочая тормозная система с диагональным разделением контуров, действующая на все колеса;
  • • запасная тормозная система, являющаяся частью рабочей и действующая при выходе из строя одного из контуров;
  • • стояночная тормозная система, действующая на задние колеса. Рабочая тормозная система включает в себя тормозные механизмы

передних и задних колес и гидравлический привод с вакуумным усилителем тормозов (рис. 13.4).

Рис. 13.4. Схема рабочей тормозной системы автомобиля ВАЗ-2110:

А — контур правого переднего и левого заднего колес;

  • — Б — контур левого переднего и правого заднего колес 1,5 — тормозные механизмы передних колес; 2,4 — гибкие тормозные шланги передних колес; 3 — главный тормозной цилиндр; 6 — вакуумный усилитель;
  • 7 — регулятор давления тормозной жидкости в задних тормозных механизмах; 8,11 — тормозные механизмы задних колес; 9,10 — гибкие тормозные шланги
Читайте также:  Не горит ближний свет на одной фаре

Тормозные механизмы передних колес (рис. 13.5) дисковые, с плавающей скобой, с автоматической регулировкой зазора между колодками и диском, с сигнализатором износа колодок. На суппорте 2, закрепленном двумя болтами на поворотном кулаке, устанавливается подвижная скоба 3. Подвижная скоба крепится болтами к направляющим шпилькам 10, свободно перемещающимся в отверстиях суппорта. В эти отверстия заложена смазка, и они уплотнены резиновыми чехлами. К специальным пазам суппорта пружинами поджаты колодки. Внутренняя колодка имеет сигнализатор износа. Внутри цилиндра 4 установлен поршень 5 с резиновым уплотнительным кольцом 6, за счет упругости которого поддерживается определенный зазор между колодкой и диском. На цилиндре установлен перепускной клапан 8 для удаления воздуха из гидропривода. Тормозной диск 11 крепится к ступице 12 двумя направляющими штифтами, а также четырьмя болтами крепления колеса.

Рис. 13.5. Тормозной механизм переднего колеса автомобиля ВАЗ-2110:

а — тормозной механизм; б — работа уплотнительного резинового кольца;

1 — защитный щиток; 2 — суппорт тормозного механизма; 3 — подвижная скоба; 4 — корпус тормозного цилиндра; 5 — поршень тормозного цилиндра;

б — уплотнительное резиновое кольцо; 7 — провод сигнализатора износа тормозных колодок; 8 — перепускной клапан прокачки тормозов; 9 — гибкий тормозной шланг; 10 — направляющая шпилька подвижной скобы;

11 — тормозной диск; 12 — ступица переднего колеса

Тормозные механизмы задних колес (рис. 13.6) —барабанные с автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном. На тормозном щите 15 вверху установлен колесный тормозной цилиндр 8, а внизу — неподвижная упорная планка 1 для колодок. Две колодки 3 стягиваются между собой пружинами 2 и 7 и упираются верхним торцом в толкатель 13 поршня 12, а нижним — в неподвижную упорную планку. От осевого смещения каждая колодка удерживается направляющей пружиной. Между колодками установлена распорная планка 6, а на задней колодке механизма пальцем 14 закреплен рычаг 16 привода стояночного тормоза.

Устройство автоматического регулирования зазора между колодками и барабаном расположено в колесном цилиндре. Упорное разрезное кольцо 10 установлено на поршне 12 между буртиком упорного винта 20 и сухарем 17 с зазором 1,25—1,65 мм. В цилиндре упорные кольца устанавливаются с натягом, обеспечивающим усилие сдвига кольца по зеркалу цилиндра не менее 343 Н (35 кгс). Это превышает усилие стягивающих пружин. По мере износа накладок зазор выбирается, и когда буртик упорного винта упрется в упорное кольцо, при нажатии на педаль тормоза происходит сдвиг упорного кольца. При отпускании педали тормоза поршни возвращаются назад до упора в сухари под действием стяжных пружин. Таким образом, между колодками и барабаном будет поддерживаться необходимый зазор. Тормозной щит крепится к фланцу оси заднего колеса, а тормозной барабан — к ступице заднего колеса.

Рис. 13.6. Тормозной механизм заднего колеса автомобиля ВАЗ-2110:

  • 1 — упорная планка; 2 — нижняя стяжная пружина; 3 — тормозная колодка;
  • 4 — фрикционная накладка; 5 — трос привода стояночной тормозной системы;
  • 6 — распорная планка; 7 — верхняя стяжная пружина; 8 — резиновая манжета;
  • 9 — рабочий тормозной цилиндр 10 — упорное кольцо; 11 — резиновая манжета; 12 — поршень рабочего тормозного цилиндра; 13 — толкатель поршня; 14 — палец крепления рычага привода стояночной тормозной системы;
  • 15 — тормозной щит; 16 — рычаг привода стояночной тормозной системы;
  • 17 — сухарь; 18 — упорная шайба пружины манжеты; 19 — пружина манжеты;
  • 20 — упорный винт

Гидравлический привод рабочей тормозной системы —двухконтурный. Один контур обеспечивает торможение правого переднего и левого заднего колес, другой — левого переднего и правого заднего. В состав гидравлического привода входят: главный тормозной цилиндр, вакуумный усилитель тормозов, регулятор давления жидкости в тормозных механизмах задних колес и трубопроводы. В системе имеется также датчик аварийного уровня тормозной жидкости, который находится в пробке бачка главного тормозного цилиндра.

Главный тормозной цилиндр (рис. 13.7) двухсекционный с последовательным расположением поршней. Поршни 2 могут перемещаться в корпусе 1 под действием штока 21 в пределах фрезеровок, выполненных в нижней части поршня. Болты 3 ограничивают их продольное перемещение и предотвращают проворачивание в корпусе цилиндра. В кольцевую проточку поршня с зазоромА установлено резиновое уплотнительное кольцо 5. Между уплотнительным кольцом и поршнем размещено упорное кольцо 4, которое установлено в цилиндре с небольшим натягом. Величина натяга меньше усилия возвратной пружины 8 поршня. На корпусе главного тормозного цилиндра крепится бачок 10, в пробке которого установлен сигнализатор аварийного уровня жидкости.

Рис. 13.7. Главный тормозной цилиндр с вакуумным усилителем автомобиля ВАЗ-2110:

  • 1 — корпус главного тормозного цилиндра; 2 — поршень; 3 — стопорный болт;
  • 4 — упорное кольцо; 5 — уплотнительное кольцо; 6 — пружина уплотнительного кольца; 7 — тарелка пружины; 8 — пружина поршня; 9 — пробка; 10 — бачок;
  • 11 — пробка бачка с сигнализатором уровня тормозной жидкости; 12 — обратный клапан; 13 — корпус вакуумного усилителя; 14 — диафрагма вакуумного усилителя; 15 — крышка вакуумного усилителя; 16 — уплотнительный чехол;
  • 17 — воздушный фильтр; 18 — клапан вакуумного усилителя; 19 — поршень вакуумного усилителя; 20 — корпус клапана; 21 — буфер штока; 22 — шток вакуумного усилителя; 23 — пружина диафрагмы; 24 — толкатель;
  • 25 — включатель стоп-сигнала; 26 — педаль тормоза; 27 — упор включателя
Читайте также:  Замена полуколец коленвала ваз 2106

При отпущенной педали тормоза поршни под действием возвратных пружин находятся в крайнем заднем положении. Распорные кольца, установленные в цилиндре с натягом, прижимают уплотнительное кольцо к переднему буртику поршня. В результате этого рабочая полость цилиндра оказывается соединенной с питательным бачком через осевое отверстие в поршне, радиальные отверстия, выходящие в кольцевую канавку под уплотнительным кольцом, и зазор в замке упорного кольца. При нажатии на педаль тормоза задний поршень перемещается вперед в пределах зазора А. Уплотнительное кольцо прижимается пружиной к заднему буртику поршня и разобщает рабочую полость цилиндра от бачка. В рабочей полости создается давление жидкости, которое передается к тормозным механизмам левого переднего и правого заднего колес. Под этим же давлением начинает двигаться передний поршень, аналогично создавая давление жидкости в контуре «правого переднего — левого заднего колес». Если в контуре передней секции нарушится герметичность (лопнет тормозной шланг), передний поршень сдвинется вперед до упора в пробку главного тормозного цилиндра и в контуре задней секции будет необходимое для работы тормозных механизмов давление. Если выйдет из строя контур задней секции, то задний поршень переместится до переднего и заставит работать переднюю секцию. В обоих случаях увеличивается ход педали, но будет обеспечено торможение одним из контуров. В этом проявляется работа запасной тормозной системы.

Вакуумный усилитель (см. рис. 13.7) состоит из корпуса 13, крышки 15 и зажатой между ними диафрагмы 14 с закрепленным в ней корпусом клапана 20 вакуумного усилителя. Диафрагма делит вакуумный усилитель на две полости: вакуумную — соединенную шлангом через обратный клапан 12 с впускным трубопроводом двигателя и атмосферную — соединенную через фильтр 17 с атмосферой. Корпус клапана вакуумного усилителя пластмассовый. На выходе из крышки он уплотнен гофрированным резиновым чехлом. В корпусе клапана размещены: шток 22, буфер штока 21, поршень клапана 19, клапан 18 с возвратной пружиной, толкатель 24 со своей возвратной пружиной, воздушный фильтр 17.

При отпущенной педали 26 тормоза толкатель с поршнем отведен назад возвратной пружиной, причем поршень прижимается к клапану и разъединяет атмосферную полость от атмосферы. Одновременно через каналС атмосферная полость соединяется с вакуумной. В обеих полостях вакуум и под действием пружины 23 диафрагма отведена к крышке усилителя.

При нажатии на педаль тормоза толкатель перемещает поршень и отводит его от клапана, тем самым давая возможность атмосферному воздуху через фильтр поступить в атмосферную полость через канал В. Клапан тоже двигаясь вперед перекрывает канал С, разъединяя вакуумную и атмосферные полости. За счет разности давлений диафрагма прогибается вперед, увеличивая усилие водителя на шток главного тормозного цилиндра. Если водитель остановит движение педали, то диафрагма прогнется еще немного, поршень прижмется к клапану, закрывая проход атмосферному воздуху, но каналС еще не откроется. Диафрагма остановится в результате равновесия силы возвратной пружины диафрагмы и давления в атмосферной полости. При отпускании педали откроется каналС, и из атмосферной полости часть воздуха отсасывается в вакуумную. Разность давлений уменьшится, соответственно уменьшится усилие на шток главного тормозного цилиндра. В этом сказывается следящее действие вакуумного усилителя.

Регулятор давления регулирует давление жидкости в колесных цилиндрах тормозных механизмов задних колес в зависимости от нагрузки автомобиля. Чем больше нагрузка на задние колеса автомобиля, тем больше должно быть давление тормозной жидкости в колесных цилиндрах. Но при торможении за счет сил инерции часть веса автомобиля переходит на передние колеса. Задние колеса разгружаются, и регулятор уменьшает давление жидкости в колесных цилиндрах. Этим уменьшается вероятность юза задних колес при торможении.

Регулятор крепится к кронштейну кузова в районе заднего левого колеса. В регуляторе (рис. 13.8) имеется четыре полости: А, В, С и D. Полости А и D соединяются с рабочими полостями главного тормозного цилиндра и принадлежат разным контурам. Полости В и С соединены соответственно с правым и левым колесными цилиндрами задних тормозных механизмов. На выступающий конец поршня регулятора через систему рычагов действует усилие, пропорциональное весовой нагрузке на задние колеса автомобиля. Этому усилию пртиво- действует пружина через втулку, стопорное кольцо и толкатель. Кроме этого, поскольку поршень имеет переменное сечение, на него будет действовать давление тормозной жидкости в полости А. В исходном положении весовая нагрузка поджимает поршень 2 к толкателю 20. Между головкой поршня и уплотнителем 21 появляется зазор К, а между клапаном 18 и седлом 14 — зазор Я. Через эти зазоры камеры А и D соединяются, соответственно, с камерами В и С, и при торможении через эти зазоры жидкость поступает из главного тормозного цилиндра в колесные. С увеличением давления жидкости увеличивается усилие на поршне, стремящееся выдвинуть его из корпуса, но этому препятствует усилие от весовой нагрузки. Когда давление жидкости станет больше, поршень начнет выдвигаться из корпуса. Вместе с ним начнет двигаться и толкатель под действием пружин 12 и 17 вместе со втулкой 19 и уплотнительными кольцами 10. Зазоры К и Я уменьшаются. Когда зазор Я выберется полностью, жидкость в полостьС поступать не будет, но давление в ней будет изменяться в зависимости от давления в полости В. Таким образом, в обоих задних тормозных механизмах будет одинаковое давление. При дальнейшем увеличении усилия на педали поршень продолжает выдвигаться из корпуса, и зазор К также выбирается. В задних колесных тормозных цилиндрах давление жидкости будет расти медленнее, чем в полостиА из-за дроссилирования жидкости между головкой поршня и уплотнителем 21. При увеличении весовой нагрузки на задние колеса на поршень будет действовать большее усилие от системы рычагов, а значит и давление жидкости для перемещения поршня потребуется больше, соответственно и в задних тормозных механизмах будет большее давление.

Читайте также:  Какие свечи лучше: одноконтактные или двухконтактные

Рис. 13.8. Регулятор давления тормозной жидкости в задних тормозных механизмах:

  • 1 — корпус регулятора; 2 — кронштейн рычага привода регулятора; 3 — рычаг привода регулятора; 4 — ось рычага; 5 — пружина рычага; 6 — кронштейн кузова; 7 — упругий рычаг привода; 8 — скоба серьги; 9 — серьга; 10 — болты крепления регулятора; 11 — пробка; 12 — пружина клапана; 13 — клапан;
  • 14 — седло клапана; 15 — толкатель; 16 — втулка толкателя; 17 — втулка корпуса; 18 — уплотнитель головки поршня; 19 — уплотнитель поршня; 20 — поршень;
  • 21 — втулка поршня

Таким образом, регулятор повышает эффективность торможения и предотвращает блокировку задних колес.

При отказе контура тормозов «левый передний — правый задний» втулка 19 сместится в сторону пробки 26 до упора тарелки 22 в седло 24. Давление в заднем тормозе будет регулироваться передней частью регулятора, которая включает в себя поршень 2 и уплотнитель 21.

При отказе контура тормозов «правый передний — левый задний» втулка 29 давлением жидкости и толкатель 20 усилием пружины 22 упираются в поршень, и будет работать задняя секция. Она включает в себя клапан 18 и седло 24.

В этих случаях регулятор работает как ограничитель давления, но его величина достаточна для эффективной работы тормоза.

Стояночная тормозная система с механическим приводом действует на задние тормозные механизмы. Привод состоит из рычага, тяги, уравнителя и троса в оболочке. При перемещении рычага трос действует на рычаг 26 (см. рис. 13.6) привода стояночного тормоза в механизме. Тот, в свою очередь, упираясь в разжимную планку 6, раздвигает колодки и прижимает их к барабану.

В тормозной системе ВАЗ 2110 используется гидравлический привод, двухконтурный диагональный, с вакуумным усилителем и регулятором давления жидкости для задних колес.

На передних колесах используется дисковые механизмы, сзади – барабанные.

Устройство

Состоит тормозная система ВАЗ-2110 из главного цилиндра с установленным бачком для жидкости, из которого выходят магистрали двух контуров.

Принципиальная схема представлена ниже.

Один контур взаимодействует с механизмами переднего правого и заднего левого колес, второй – наоборот, поэтому и диагональная система.

Между педалью и цилиндром расположен вакуумный усилитель неразборного типа.

Магистрали передних колес обоих контуров, выходящие из главного цилиндра, идут непосредственно к рабочим цилиндрам суппортов.

Магистрали, идущие к задним механизмам, сначала подводятся к регулятору давления, а уже от него к самим механизмам.

Данный регулятор предназначен для корректировки давления жидкости в магистралях при разных нагрузках на задней оси.

Принцип работы

Водитель нажимает на педаль тормоза, шток, идущий от педали, связан с вакуумным усилителем, который дополнительно усиливает нажим.

От вакуумного усилителя тоже идет шток, связанный с поршнем главного цилиндра.

Жидкость в магистралях передних колес давит на поршень рабочего цилиндра, тот прижимает одну колодку к диску, одновременно суппорт смещается и прижимает вторую колодку.

В это же время жидкость идет по магистралям задних механизмов в регулятор, где давление корректируется и дальше уже к самим механизмам.

Там жидкость давит на поршни рабочих цилиндров, те выходят из цилиндра и разжимают колодки, прижимая их к тормозному барабану.

Полная схема показана ниже.

Диагностика

Тормозной механизм ВАЗ 2110 периодически должен подвергаться диагностике, обслуживанию и, если надо – ремонту.

Так, у этого авто диагностируется общая эффективность торможения.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ : Неисправности ВАЗ 2110 и других автомобилей серии.

Обслуживание

Сводится к проверке состояния колодок, барабанов и дисков, проверке и регулировке свободного хода педали, периодической замене жидкости, проверке резиновой части магистралей на наличие протекания.

Проверке состояния манжетов рабочих цилиндров и прокачке системы для удаления из нее воздуха.

Читайте по теме: Что нужно делать если появился воздух в тормозной системе.

Все элементы тормозов ВАЗ 2110 – ремонтируемы, кроме вакуумного усилителя и резиновых частей магистралей.

Усилитель и резиновые магистрали не ремонтируемы, поэтому при возникновении проблем они заменяются.

Ремонт главного цилиндра сводится к замене всех резиновых элементов (манжетов, прокладок).

Выполняется он при обнаружении протекания жидкости из него. То же касается и рабочих цилиндров.

Ремонт тормозных механизмов ВАЗ 2110 включает в себя замену колодок, дисков и барабанов, если обнаружен их сильный износ.

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock detector