Зарядное устройство на транзисторе п210 схема

Транзистор П210.

Т ранзисторы П210 – германиевые, мощные низкочастотные, структуры – p-n-p.
Корпус металлостеклянный. Предназначены для применения в переключающих устройствах, выходных каскадах усилителей низкой частоты, преобразователях постоянного напряжения.
Масса – около 37 г. Маркировка буквенно – цифровая.

Наиболее важные параметры.

Постоянная рассеиваемая мощность(Рк т max )коллектора с теплоотводом у П210А – 60 Вт, П210Ш, П210Б и П210В – 45Вт.

Предельная частота коэффициента передачи тока ( fh21э )транзистора для схем с общим эмиттером: не менее 0,1 МГц;

Максимальное напряжение коллектор – эмиттер65 в, у П210В – 45 в.

Коэффициент передачи тока(паспортное значение) – у П210А – 17, у П210Ш – 21.
у П210Б, П210В – от 10.

Максимально допустимый постоянный ток коллектора(Iк max) для П210А,П210Б – 12 А, для П210Ш – 9А;

Обратный ток коллектора при температуре окружающей среды +25 по Цельсию, у П210А с напряжением коллектор-база 45в и у П210Ш с напряжением коллектор-база 60в – не более 8 мА, У П210Б, П210В – не более 15 мА
При температуре окружающей среды +70 по Цельсию:
У П210А с напряжением коллектор-база 45в – не более 50 мА.
У П210Ш с напряжением коллектор-база 60в – не более 12 мА.

Обратный ток эмиттера при напряжении эмиттер-база 15в у П210Ш, не более – 100 мкА.

Существует масса зарубежных транзисторов, считающимися ВОЗМОЖНЫМИ аналогами П210.
Это такие германиевые приборы как – 2NU74(10), 2N457(7), AUY22(8), 2N456(5).
Цифра в скобке за наименованием – максимально допустимый ток. Как видите, ближе всего к П210 по этому показателю – 2NU74. По напряжению коллектор-эмиттор из предложенного ближе всего AUY22 – 60 вольт.

Если например, необходимо заменить вышедший из строя П210 в зарядном устройстве, где максимальный ток заряда больше 5 А, то например, 2N456 уже для этого – явно не годится, а возможно сойдет AUY22 и особенно – 2NU74.
В общем, в отношении предлагаемых возможных аналогов, приходится вести себя осмотрительно, тщательно проверяя их данные по каталогам(лучше использовать несколько разных источников).

"Плохие" транзисторы.

П210, как и многие другие "советские" полупроводниковые приборы разрабатывался и создавался главным образом для нужд "оборонки". Готовые образцы тщательно проверялись, и при отклонениях(по нагреву, коэффиц. усиления и т. д.) превышающих установленную норму – нещадно отбраковывались. Отбракованные детали не утилизировались а наоборот, использовались – для нужд "народного хозяйства".

Транзисторы "второго сорта"(П210Б и П210В) применялись в выходных каскадах усилитей радиотрансляционных точек, различных стабилизаторах напряжения, устройствах для подзарядки автомобильных аккумуляторов и т. д. Однако, кроме "второго", имелся еще и "третий" сорт.

Такие П210 по сути, хотя и сохраняли работоспособность но имели весьма значительный разброс параметров. Именно они и попадали на прилавки магазинов, а через них – в руки советских радиолюбителей. Бывало, что устройства собранные на таких транзисторах вполне прилично работали. Бывало и наоборот, в общем – все как в лотерее.

С другой стороны, "военные" П210 вели себя совершенно иначе.
Не открою гос. тайны, если скажу что большинство бортовых радиостанций советских танков, БМП, и т. д. в конце восьмидесятых годов 20-го века оставались ламповыми (выходной каскад на ГУ-50). Очень надежные, хотя и несколько громоздкие устройства. Для питания такой радиостанции от бортовых аккумуляторов, необходим специальный блок питания, включающий в себя преобразователь напряжения. За полтора года моей службы, не один из этих блоков (на П210) не вышел из строя.

Читайте также:  Течет патрубок печки ваз 2114

А служить мне пришлось в военной части "постоянной готовности". Т.е. танки, БМП и БЭТРЫ не простаивали в боксах а активно эксплуатировались. Машины еженедельно учавствовали в учебных стрельбах, часто перемещались по пересеченной местности. Радиоаппаратура постоянно подвергалась воздействию сильной вибрации и толчков, перепадам напряжения в бортовой сети. Должна была ломаться, ведь "совковая" – наверное хреновая?! А вот поди-ж ты.

Мне кажется, что вместо пренебрежительного отношения П210 заслуживают скорее, взвешенного подхода. Едва ли кто-то будет пытаться сейчас собрать на них, например – высококлассный УЗЧ. Но такие вещи, как стабилизатор напряжения, зарядное устройство – почему бы и нет?

Простое зарядное устройство для автомобильных аккумуляторов.

Ниже приведена схема очень простого зарядного устройства с ручным регулированием тока зарядки.

Ток заряда выставляется с помощью переменного резистора, регулирующего сопротивление перехода коллектор-эмиттер транзистора VT1(П210). Коэффициент передачи тока транзистора П210 невысок, поэтому здесь добавлен дополнительный транзистор VT2. Коэффициент усиления полученного составного транзистора уже достаточно высок – поэтому ток протекающий через резистор относительно невелик.

В качестве VT2 можно применить, как германиевые транзисторы П213 – П217, так и кремниевые – КТ814 или КТ816. Для отвода тепла необходимо установить транзисторы на радиатор, площадью не мене 300 кв.см. Переменный резистор с мощностью рассеивания 0,5 ватт. Его номинал подбирается опытным путем и зависит от коэффициентов усиления используемых транзисторов.

Трансформатор мощностью минимум 250 ватт, лучше – 500, с напряжением вторичной обмотки 15 – 17 вольт. В диодном мосте используются любые выпрямительные диоды на максимальный рабочий ток не менее 5 ампер. Ток предохранителя Пр1 – 1 ампер, Пр2 – 5 ампер. Лампы Hl1 и Hl2 – индикаторы. В качестве их можно использовать любую сигнальную арматуру, в т. ч. и светодиодную, на напряжение 24 вольта.

Транзисторы МП39, МП40, МП41, МП42.

Транзисторы МП39, МП40, МП41, МП42 – германиевые, усилительные маломощные низкочастотные, структуры p-n-p.
Корпус металлостеклянный с гибкими выводами. Масса – около 2 г. Маркировка буквенно – цифровая, на боковой поверхности корпуса.

Существуют следующие зарубежные аналоги:
МП39 – 2N1413
МП40 – 2N104
МП41 возможный аналог – 2N44A
МП42 возможный аналог – 2SB288

Наиболее важные параметры.

Коэффициент передачи тока у транзисторов МП39 редко превышает 12, у МП39Б находится в пределах от 20 до 60.
У транзисторов МП40, МП40А – от 20 до 40.
У транзисторов МП41 – от 30 до 60, МП41А – от 50 до 100.
у транзисторов МП42 – от 20 до 35, МП42А – от 30 до 50, МП42Б – от 45 до 100.

Максимальное напряжение коллектор – эмиттер. У транзисторов МП39, МП40 – 15в.
У транзисторов МП40А – 30в.
У транзистора МП41, МП41А, МП42, МП42А, МП42Б – 15в.

Предельная частота коэффициента передачи тока ( fh21э )транзистора для схем с общим эмиттером:
До 0,5 МГц у транзисторов МП39, МП39А.
До 1 МГц у транзисторов МП40, МП40А, МП41, МП42Б.
До 1,5 МГц у транзисторов МП42А.
До 2 МГц у транзисторов МП42.

Максимальный ток коллектора.20мА постоянный, 150мА – пульсирующий.

Обратный ток коллектора при напряжении коллектор-база 5в и температуре окружающей среды от -60 до +25 по Цельсию не более – 15 мкА.

Обратный ток эмиттера при напряжении эмиттер-база 5в и температуре окружающей среды до +25 по Цельсию не более – 30 мкА.

Читайте также:  Как снять барашек регулировки сидения гранта

Емкость коллекторого перехода при напряжении колектор-база 5в на частоте 1МГц – не более 60 пФ.

Коэффициент собственного шума – у МП39Б при напряжении коллектор-база 1,5в и эмиттерном токе 0,5мА на частоте 1КГц – не более 12дб.

Рассеиваемая мощность коллектора. У МП39, МП40, МП41 – 150мВт.
У МП42 – 200мВт.

Когда-то, транзисторами этой серии комплектовали широко распространенные наборы радиоконструктора для начинающих. МП39-МП42 при своих, довольно крупных габаритах, длинных гибких выводах и простой распиновкe(цоколевке) идеально подходили для этого. Кроме того, довольно большой обратный ток, позволял им работать в схеме с общим эмиттером, без дополнительного смещения. Т.е. – простейший усилитель собирался действительно, на одном транзисторе, без резисторов. Это позволяло значительно упростить схемы на начальных этапах конструирования.

Транзисторы – купить. или найти бесплатно.

Где сейчас можно найти советские транзисторы?
В основном здесь два варианта – либо купить, либо – получить бесплатно, в ходе разборки старого электронного хлама.

Во время промышленного коллапса начала 90-х, образовались довольно значительные запасы некоторых электронных комплектующих. Кроме того, полностью производство отечественных электронных никогда не прекращалось и не прекращается по сей день. Это и обьясняет тот факт, что очень многие детали прошедшей эпохи, все таки – можно купить. Если же нет – всегда имеются более-менее современные импортные аналоги. Где и как проще всего купить транзисторы? Если получилось так, что поблизости от вас нет специализированного магазина, то можно попробовать приобрести необходимые детали, заказав их по почте. Сделать это можно зайдя на сайт-магазин, например -"Гулливер".

Если же у вас, имеется какая-то старая, ненужная техника – можно попытаться добыть транзисторы (и другие детали) из нее.
Транзисторы МП39, МП40,МП41,МП42 можно найти в приемниках "Альпинист 405", "Вэф 12","Вэф – транзистор 17", "Геолог","Гиала","Кварц-401","Мрия 301","Россия 301","Сокол 4", "Спорт 301", "Юпитет 601", "Юпитер М", в магнитофонах – "Весна 3", "Романтик 3".
П210Б можно добыть из радиотрансляционных усилителей ВТУ -100. П210А и П210Ш – из списанных блоков питания военной радиостанции. Кроме того, иногда П210 можно встретить в промышленных лабораторных стабилизаторах напряжения.

Использование каких – либо материалов этой страницы, допускается при наличии ссылки на сайт "Электрика это просто".

Категорически приветствую всех читателей!

Написать данную статью меня побудили несколько факторов: борьба с потенциальным алкоголизмом, желание несколько упорядочить «кашу» из накопившейся информации и, конечно, большое желание помочь единомышленникам.

В конечном итоге мы получим зарядное устройство с линейной характеристикой выходного тока. Это означает, что зарядка будет происходить в два этапа — постоянным заданным вручную током до набора заданного напряжения, затем постоянным заданным напряжением. При этом выходной ток будет плавно снижаться вплоть до нуля, когда заряд будет полностью окончен. Это самый правильный способ зарядки.

Также мы добавим режим десульфатации аккумуляторной батареи. Такой функцией обладают некоторые заводские зарядные устройства, например, Кедр-Авто 10. Такой зарядник у меня так же имеется, и его режим работы мне не очень нравится: во-первых, он не производит должным образом зарядку постоянным напряжением, а просто падает в дозарядку малым током. Окончания зарядки придется ждать очень долго; во-вторых, в интересующем нас режиме "Цикл" максимальное напряжение целенаправленно увеличено до 15,5 вольт, чтобы устройство не отключалось. Это в конечном итоге приведёт к перезаряду аккумулятора. Использованная у меня реализация лишена этих недостатков.

Ключевые моменты статьи для удобства восприятия и навигации я выделил полужирным шрифтом.

Лирика: данный текст ориентирован на начинающих радиолюбителей, подобных мне самому. Собственно, я сам почти год назад не держал в руках паяльник, пока не набрёл на статью Андрея Голубева про изготовление лабораторного блока питания из компьютерного БП. Не имея четкого представления, зачем он мне впоследствии пригодится, я поставил себе задачу во что бы то не стало разобраться и сделать себе такое устройство. И это мне удалось. Выражаю огромную человеческую благодарность Андрею и Юрию Вячеславовичу за посильную помощь в моих начинаниях. Много крови я у них выпил. Я не повторяю статью Андрея, но постараюсь ключевые моменты переделки раскрыть более подробно, останавливаясь на моментах, которые вызывали у меня много вопросов. Прошу воспринимать данный материал как отчет о проделанной работе. Чтобы понимать, о чем я вообще говорю, вам необходимо изучить вышеупомянутые статьи.

Читайте также:  Проверка топливного насоса при помощи прибора

Многие здесь и сейчас присутствующие знают, что я человек расчетливый, и не ищущий легких путей. И недавно, промывая подкапотку любимого авто от месячной пыли, обнаружил недобро косящийся на меня красный глаз индикатора плотности в банке аккумуляторной батареи. В связи с никак не радующими глаз ценами на аккумуляторы, да и что угодно в наше время, в принципе, решил, что не стоит оставлять без внимания такой важный элемент автомобиля, как аккумуляторная батарея, пробуждающая 6 цилиндров в сибирские морозы. Готовь сани летом, как говорится. А с другой стороны, не кошерно таскать в гараж лабораторный блок питания, в который вложил душу.

А что нам стоит дом построить?

За период создания вышеупомянутого лабораторника у меня скопилось достаточной количество барахла, которое можно превратить в объект обсуждения – аккумуляторное зарядное устройство.
По сути, это тот же лабораторный блок питания, но с некоторыми ограничениями – минимальное напряжение на выходе равно 14,4В, максимальное 16В, блок питания не стартует без подключенного к выходным клеммам аккумулятора и имеет защиту от переполюсовки. В штатном режиме регулятор напряжения всегда в крайнем левом положении, и напряжение на выходе равно 14,4В. Повышенное напряжение используется для "пинка" запущенным аккумуляторам.

Суть зарядного устройства: обеспечить стабилизированное напряжение 14,4 вольта и заданный ограниченный ток. Проще говоря, в начале процесса зарядки ток будет максимальным, заданным реостатом. По мере заряда батареи, собственное напряжение аккумулятора будет расти. В конце концов, когда напряжение аккумулятора станет 14,4 вольта, блок питания перейдет в режим стабилизации напряжения и станет постепенно снижать ток до нуля. В таком состоянии аккумулятор может находиться сколь угодно долго, и ничего плохого с ним не произойдет.

Мне по вышеупомянутой причине сия поделка обошлась в 0 рублей и 0 копеек, если же все комплектующие покупать поштучно, бюджет может подрасти до 1000 рублей, где большую часть занимают вольтамперметры. От момента задумки до реализации прошла неделя. Делал в основном вечерами, но пару дней посвятил процессу полностью.

На этом описательно-вступительную часть предлагаю считать оконченной и перейти к самому интересному.
Достался в виде трупа блок питания ATX:

Видно следы отвратительного ремонта: силовые ключи и диодные сборки вообще не прикручены к радиаторам. Схема очень схожа с этой:

Блок питания 20В, 20А

  • Опубликовано в Источники питания

В радиолюбительской практике нередко возникает необходимость в мощном источнике питания с выходным напряжением автомобильной бортовой сети. На рис.1 приведена принципиальная схема такого блока питания. Вторичная обмотка трансформатора должна быть рассчитана на ток 20 А и напряжение 20 В. Диоды моста устанавливаются на радиаторах, лучше использовать силовые диоды с барьером Шоттки. Диоды должны быть на рабочее …

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector